Применять ли физическую силу в целях воспитания?

Бить детей в целях воспитания... Самое страшное и пагубное последствие наказаний... Нужно сто раз подумать...

Редко кому из родителей удается обходиться без наказания ребенка. Вопрос в том, насколько далеко можно зайти. Окрик, угол, запрет на мультики или мороженое, подзатыльник, ремень – как часто этот нехитрый набор берется на вооружение! Между тем, психологи в один голос твердят: рукоприкладство по отношению к детям должно быть под полным запретом.

Наказание детей ремнём

Тематические статьи:

Оправданий себе быть не может. Многие родители, сорвавшись на ребенка, потом сильно переживают, испытывают чувство вины, стремятся загладить неприятный инцидент. Воспоминания о собственной жестокости преследуют неделями, вызывая желание во всем соглашаться с ребенком, сделать его счастливым во что бы то ни стало и невзирая на все педагогические установки.

А вот некоторые родители считают, что увесистый подзатыльник пойдет крохе только на пользу. Если это единственный способ прервать бесконечный поток истерик, непослушания, «магазинного шантажа», то что же в нем плохого?

Кто прав? Ни те, ни другие.

Реакция на наказание

Если родитель, ударивший ребенка, постоянно чувствует свою вину, им очень легко манипулировать. Лишняя шоколадка, еще одна игрушка, третий мультфильм вместо разрешенных двух или час-другой за компьютером – и через несколько дней ребенок превращается в виртуозного манипулятора. Это еще более страшно, чем сам факт родительского срыва.

А вот оплеухи, щедро раздаваемые родительской рукой, а тем более воспитание ремнем, приведут к иным последствиям. Чадо либо превратиться в бессловесное запуганное существо, не имеющее собственного мнения, либо станет транслировать бесконечную агрессию во внешний мир. Сначала будет третировать сверстников в детском саду или в песочнице на детской площадке. Затем превратится в трудного подростка. А там и до свержения родительского авторитаризма разрешенными физическими методами недалеко.

Думается, вопрос о том, можно ли бить детей в целях воспитания, решается сам собой. Прежде чем поднять на ребенка руку, нужно сто раз подумать и… опустить ее. Только гуманные методы воспитания, любовь, доброжелательность, великодушие, готовность помочь, поддержать и утешить, приносят хорошие плоды.

Плохих детей в природе не существует. Есть дети, исковерканные родительской озлобленностью, слабостью, педагогическим непрофессионализмом. Есть дети педагогически запущенные, нуждающиеся в помощи и защите. В любом случае, физическое наказание по отношению к ребёнку неприемлемо. Цель наказания – не оскорбить, не запугать, но помочь, скорректировать путь развития, разъяснить неправильную позицию или способ взаимодействия с окружающим миром.

Как воспитывать без рукоприкладства

Обычно вопрос о наказании малыша впервые встает перед родителями на рубеже трех лет. Этот возрастной кризис – первый в жизни и молодых родителей, и ребенка. Всем трудно. Родители порой чувствуют собственное бессилие. Ребенок не понимает, что вызывает гнев любимых людей.

Не придется даже думать о физическом наказании, есть взять на вооружение следующие принципы:

  • не запрещать то, что можно не запрещать. Все, что не несет потенциальной угрозы жизни и здоровью малыша – разрешено! Путь делает вместе с мамой тесто или возится в луже – мир велик, и маленький исследователь не только имеет полное право на его познание, но и должен это делать;
  • если кроху привлек опасный предмет, его внимание нужно просто переключить на другой объект. Этот прием можно с успехом использовать для прекращения детских истерик, выражений протеста, негативизма, а также для снятия усталости от какого-то одного вида деятельности;
  • ребенку нужно рассказывать о том, почему ему запрещены какие-то действия или предметы. Можно предоставить и наглядные доказательства возможных последствий игры с горячим чайником или иголками;
  • не нужно истерик, если малыш делает что-то опасное. Родители должны сохранять олимпийское спокойствие, чтобы не напугать малыша. Он очень хорошо чувствует настроение взрослых, поэтому реагировать на опасность нужно быстро, четко, но без излишней экспрессии;
  • ребенок должен чувствовать к себе любовь и уважение. Он – личность, правда, еще не познавшая всей полноты мира. Но отсутствие опыта не делает ее менее ценной, чем личность мамы или папы. Унижения и оскорбления – это путь в никуда, а физическое наказание – это всегда унизительно;
  • полный отказ от запугивания, тем более если родитель заведомо не выполнит угрозу («если ты…, то никогда не будешь телевизор смотреть!»).

Последствия физического наказания

Можно ли бить детей в целях воспитания

Дети, подвергающиеся частым физическим наказаниям, растут трусливыми, агрессивными, пассивными, часто неспособными защитить себя. Страдает их умственное развитие.

Самое страшное, что очень часто родители наказывают физически не за что, а потому что. Настроение матери или отца в этом случае играет определяющую роль. То, что сегодня вызвало ярость и рукоприкладство, завтра может быть встречено с легкой улыбкой. Зависимость от настроения – самый развращающий душу ребенка момент. Нет единых требований, то есть нарушается основной принцип воспитания: последовательность.

Ребенок, которого физически наказывают, не прекращает любить людей, которые являются его родителями и поднимают на него руку. Это, пожалуй, самое страшное и пагубное последствие наказаний с применением физической силы. Ребенок, который сам когда-нибудь станет основателем новой семьи, уже заранее оправдывает применение таких методов воспитания. Во взрослом состоянии он будет склонен к депрессиям, психическим расстройствам, применению насилия к окружающим.

Поэтому вопрос о допустимости физического наказания детей должен решаться однозначно. Ни в коем случае бить детей нельзя. А если срыв все же случился, нужно не винить себя и баловать ребенка, а объяснить ему произошедшее и попросить прощения.

Ссылка на основную публикацию