В жизни любого общества важную роль играет воспитание подрастающего поколения. Каждая эпоха вносила свои коррективы в развитие педагогики. Представители разных педагогических школ проводили исследования, предлагали новые методы, дискутировали и доказывали актуальность своей точки зрения.
Мораль и нравственность
Эти две составляющие имеют важнейшее значение в формировании личности человека и его адаптации в обществе. Мораль предписывает нормы поведения людей в обществе и влияет на него через гражданское осуждение или одобрение поступков индивида. Нравственность определяет отношение человека к нормам морали и общественному мнению в результате сформированных в процессе развития личности моральных принципов. Формирование личности происходит под влиянием семьи и общества, в котором растет и воспитывается ребенок.
Тематический материал:
- Развитие навыков культуры поведения у дошкольников
- Воспитание детей 5 лет
- Воспитание детей 6 — 7 лет
Воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование нравственности путем определения норм морали в обществе. В этом возрасте ребенок начинает ощущать себя неотъемлемой частью общества, входит в социум, усваивает моральные устои, духовные ценности. Задача воспитателя – помочь ребенку усвоить правила жизни в обществе и сформировать правильные привычки в поведении.
С чего начинается воспитание нравственности?
На формирование внутренних нравственных принципов человека значительное влияние оказывают:
- cемья;
- общение со сверстниками;
- взрослые люди, с которыми ребенок общается;
- установившиеся общественные нормы.
Дошкольники еще не умеют фильтровать полезную и вредную информацию. Поведение в этом возрасте отличается такими особенностями:
- легкость в общении и восприятии норм поведения;
- наблюдательность;
- подражательство;
- способность выражать собственное мнение.
В формировании нравственных качеств дошкольника главную роль играет семья или значимые для него взрослые люди, с которыми он общается.
Именно в это период усваиваются семейные ценности, закладываются основные понятия о добре и зле. Семья и окружающие ребенка взрослые люди становятся примером для подражания и стимулом дальнейшего развития личности. Наблюдая за поведением взрослых, дети оценивают общество и усваивают нормы поведения.
Возрастная группа от трёх лет
Дети этой возрастной группы очень эмоциональны, активно проявляют свою индивидуальность и стремятся к независимости. У малыша уже формируется представление о хорошем и плохом поведении, появляется первый этический эталон, которому он подражает. Это может быть любой человек из близкого окружения ребенка, который пользуется его любовью и доверием. От нравственных характеристик и поведения этого человека во многом зависит развитие и формирование личности ребенка в данный период.
Возрастная группа от пяти до семи лет
Постепенно поступки детей перестают быть спонтанными. Малыш принимает осознанные решения, выстраивает взаимоотношения с окружающими людьми. Дошкольные учреждения развивают командный дух, приучают к дисциплине и продолжают формировать нравственность.
С пяти лет у дошкольников проявляются лидерские качества. С этого возраста ребенок значительно лучше контролирует эмоции, совершает осознанные действия. Ему нужно поручать выполнение несложных заданий для формирования уверенности в себе и ответственности. Если в семье несколько детей, важно научить старших заботиться о младших, при этом помогая, направляя и оценивая их действия. К семи годам дети осознают себя членами общества и стремятся к общению со сверстниками. Начинают понимать, что такое дружба, взаимопомощь и преданность, и пытаются самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций.
Главный принцип в воспитании нравственности – превращение моральных норм в подсознательную потребность выполнять все требования.
В сознании детей постепенно формируется барьер, удерживающий их от плохих поступков и нарушения общественных норм. Достигнуть этого возможно, поощряя правильные поступки ребенка похвалой и наказывая за плохие. Любой его поступок в этом возрасте нуждается в оценке. При этом ему можно предоставить возможность выбора, например, пойти гулять или помочь по дому, забрать игрушку у младшего брата или отдать ему.
Не стоит недооценивать влияние героев из сказок и мультфильмов. Она помогают понять, что такое добро и зло, и приобрести уверенность, что добро сильнее. На примере сказочных историй дети учатся думать над поступками и их последствиями, избегать ошибок в поведении. Перед поступлением в дошкольное учреждение или школу ребенку важно привить навыки, которые облегчат его адаптацию в детском коллективе:
- Вежливость.
- Аккуратность.
- Пунктуальность.
- Послушание.
Это первые, но очень важные шаги в воспитании нравственности и формировании личности ребенка. В школьном возрасте он научится строить взаимоотношения со сверстниками, ценить взаимопомощь, выработает привычку к труду. Научится ставить цели и добиваться их достижения. И во многом успешность на жизненном пути зависит от заложенных в дошкольном возрасте нравственных ценностей.