Воспитание нравственности у дошкольников

Нравственное воспитание дошкольника, подготовка детей к общественной жизни, нормы, правила, мораль. Именно семейные ценности помогут понять...

В жизни любого общества важную роль играет воспитание подрастающего поколения. Каждая эпоха вносила свои коррективы в развитие педагогики. Представители разных педагогических школ проводили исследования, предлагали новые методы, дискутировали и доказывали актуальность своей точки зрения.

Рисунок - дети наводят порядок

Мораль и нравственность

Эти две составляющие имеют важнейшее значение в формировании личности человека и его адаптации в обществе. Мораль предписывает нормы поведения людей в обществе и влияет на него через гражданское осуждение или одобрение поступков индивида. Нравственность определяет отношение человека к нормам морали и общественному мнению в результате сформированных в процессе развития личности моральных принципов. Формирование личности происходит под влиянием семьи и общества, в котором растет и воспитывается ребенок.

Обучение детей в игровой форме

Тематический материал:

Воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование нравственности путем определения норм морали в обществе. В этом возрасте ребенок начинает ощущать себя неотъемлемой частью общества, входит в социум, усваивает моральные устои, духовные ценности. Задача воспитателя – помочь ребенку усвоить правила жизни в обществе и сформировать правильные привычки в поведении.

С чего начинается воспитание нравственности?

На формирование внутренних нравственных принципов человека значительное влияние оказывают:

  • cемья;
  • общение со сверстниками;
  • взрослые люди, с которыми ребенок общается;
  • установившиеся общественные нормы.

Дошкольники еще не умеют фильтровать полезную и вредную информацию. Поведение в этом возрасте отличается такими особенностями:

  • легкость в общении и восприятии норм поведения;
  • наблюдательность;
  • подражательство;
  • способность выражать собственное мнение.

В формировании нравственных качеств дошкольника главную роль играет семья или значимые для него взрослые люди, с которыми он общается.

Именно в это период усваиваются семейные ценности, закладываются основные понятия о добре и зле. Семья и окружающие ребенка взрослые люди становятся примером для подражания и стимулом дальнейшего развития личности. Наблюдая за поведением взрослых, дети оценивают общество и усваивают нормы поведения.

Возрастная группа от трёх лет

Дети этой возрастной группы очень эмоциональны, активно проявляют свою индивидуальность и стремятся к независимости. У малыша уже формируется представление о хорошем и плохом поведении, появляется первый этический эталон, которому он подражает. Это может быть любой человек из близкого окружения ребенка, который пользуется его любовью и доверием. От нравственных характеристик и поведения этого человека во многом зависит развитие и формирование личности ребенка в данный период.

Возрастная группа от пяти до семи лет

Постепенно поступки детей перестают быть спонтанными. Малыш принимает осознанные решения, выстраивает взаимоотношения с окружающими людьми. Дошкольные учреждения развивают командный дух, приучают к дисциплине и продолжают формировать нравственность.

Девочка - лидер

С пяти лет у дошкольников проявляются лидерские качества. С этого возраста ребенок значительно лучше контролирует эмоции, совершает осознанные действия. Ему нужно поручать выполнение несложных заданий для формирования уверенности в себе и ответственности. Если в семье несколько детей, важно научить старших заботиться о младших, при этом помогая, направляя и оценивая их действия. К семи годам дети осознают себя членами общества и стремятся к общению со сверстниками. Начинают понимать, что такое дружба, взаимопомощь и преданность, и пытаются самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций.

Главный принцип в воспитании нравственности – превращение моральных норм в подсознательную потребность выполнять все требования.

В сознании детей постепенно формируется барьер, удерживающий их от плохих поступков и нарушения общественных норм. Достигнуть этого возможно, поощряя правильные поступки ребенка похвалой и наказывая за плохие. Любой его поступок в этом возрасте нуждается в оценке. При этом ему можно предоставить возможность выбора, например, пойти гулять или помочь по дому, забрать игрушку у младшего брата или отдать ему.

Не стоит недооценивать влияние героев из сказок и мультфильмов. Она помогают понять, что такое добро и зло, и приобрести уверенность, что добро сильнее. На примере сказочных историй дети учатся думать над поступками и их последствиями, избегать ошибок в поведении. Перед поступлением в дошкольное учреждение или школу ребенку важно привить навыки, которые облегчат его адаптацию в детском коллективе:

  • Вежливость.
  • Аккуратность.
  • Пунктуальность.
  • Послушание.

Это первые, но очень важные шаги в воспитании нравственности и формировании личности ребенка. В школьном возрасте он научится строить взаимоотношения со сверстниками, ценить взаимопомощь, выработает привычку к труду.  Научится ставить цели и добиваться их достижения. И во многом успешность на жизненном пути зависит от заложенных в дошкольном возрасте нравственных ценностей.

Видео: воспитание детей дошкольного возраста

Ссылка на основную публикацию