Педиатры, педагоги, детские психологи, осматривая ребенка, часто говорят родителям: «Вам нужна пальчиковая гимнастика». Реакция на совет неоднозначна. Некоторые не знают, что это, другие не понимают важности подобных упражнений. Папы и мамы считают, если ребенок ходит, разговаривает, живо чем-то интересуется, то этого достаточно для полноценного развития. Зачем нужна гимнастика для пальчиков и в чем цель упражнений – рассмотрим в этой статье.
Источник способностей – на кончиках пальцев
Сухомлинский, Кольцова – педагоги, Эльконин – психолог, Брок, Пенфилд – антрополог и нейрохирург, Вернике – психоневропатолог… Величайшие специалисты, чей авторитет вне всяких сомнений, в один голос утверждают: ум, способности, речь – уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы кончики пальцев малыша и мелкая моторика. Если подробнее, то пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – это полноценное развитие и генерация:
- познавательной;
- речемыслительной;
- зрительно-пространственной;
- мышечной;
- творческой;
- слуховой;
- подражательной деятельности и активности.
А еще она аккумулирует эмоциональные способности: к общению, сопереживанию. Мало того, результаты исследований доказывают, что речевая моторика напрямую зависит от двигательной – пальчиковой. Мозговые зоны, отвечающие за речь и движение, закольцованы (взаимосвязаны). Они развиваются не отдельно, а параллельно друг другу. Цель гимнастики – гармоничное воспитание детей.
Еще одно многовековое китайское постижение закономерностей, подтвержденное современной научной медициной, – пальцы, ладошка, как у детей, так и у взрослых, напрямую взаимодействуют с внутренними и внешними органами. Так что чем чаще цветы нашей жизни работают ручками, тем лучше состояние всего организма.
Рано – не поздно
Чтобы ребенок хорошо учился, правильно общался с ровесниками и взрослыми, первые гимнастические тренировки начинают проводить в раннем возрасте. Если до 2-3 лет, а то и старше, не заниматься с малышом, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И тогда придется много наверстывать.
Совет: чтобы динамика развития детей была не скачкообразной, а последовательно прогрессивной, вводите первые тренировки пальчиков с полугодовалого возраста!
Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фаланги пальчика, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки в день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь, психоэмоциональная – чувствуя заботу, они раскрываются, как цветы под теплым солнышком.
Тематическое видео
В десять месяцев цель разминки усложняется: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще – способность слушать и запоминать. И здесь хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем известных с детства: про сороку, что «кашку варила», царя и царевича, сидящих на крыльце златом…
Как это делать? Рассмотрим простые варианты. Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь». Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз, – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной». Берем кулачок в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики – ищем ответ.
А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показал сам, как капает дождик. Или изобразить собранными в щепотку пальцами распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик, раздвигаются – раскрываются лепестки (сначала для демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом – ребенок). Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик. Малышам нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.
Упражнения очень простые. Между тем они залог крепкого эмоционального контакта родителей и подрастающих детей. Малыш, участвуя в игре, получает навыки анализа, концентрации внимания, речевой моторики. В дальнейшем это станет подспорьем для овладения письмом.
Если же провести первые пальчиковые занятия перед школой – в 5-6 лет, ребенку трудно будет справиться со свалившейся на него школьной нагрузкой. Ручка не слушается и все время вываливается, речь учителя непонятна и скучна, за партой трудно усидеть, сконцентрироваться сложно. Чтобы такого не произошло, в пять лет ребенок должен уже хорошенько подружиться со своими пальчиками, и родители обязаны ему помочь.
Регулярно, последовательно, ежедневно
Дифференцированные пальчиковые движения стимулируют мышление и речевые навыки, поэтому поставьте перед собой задачу: упражнения повторять ежедневно, последовательно расширяя и усложняя их. Картотека гимнастики должна быть разнообразной, чтобы не «убить» скучной монотонностью пользу, не отвернуть детей от надоевших занятий. Продумайте блоки сменяющихся разноплановых упражнений, и малыши с удовольствием будут выполнять задания.
Вот несколько интересных картинок по теме:
Мальчики и девочки двух-трех лет с удовольствием будут изображать все предметы, гордо демонстрируя свои результаты.
Тематические статьи:
Чуточку подрастут – используйте в ходе тренировок простые средства. Например, ручку с кнопкой – нажимать ее очень полезно маленьким пальцам. Или карандаш, которым нужно повертеть между пальчиками. К предметным занятиям тоже стоит придумать дополнение в стихах, прозе, в форме загадки, логической задачки, чтобы ребенку было интереснее играть. Как вариант: «Покрути карандаш столько раз, сколько тебе лет». А можно ввести соревновательную нотку: «Кто быстрее сможет: дождик стукнуть капелькой в окошко или ты нажать на кнопку?».
Еще интересный вариант – театр теней. Для детей показать изображение на стене с помощью рук – наслаждение!
Вот, например, простейшая фигура – гусь: четыре пальца согнуты под углом и смотрят вниз, а пятый – вверх. Напрягается кисть, пальцы стремятся друг к другу – задействуется большее количество мышц.
А можно оживить тень, превратив занятие в полноценное театральное выступление: в стихах («гуси-гуси, га-га-га», «где же были наши гуси, чем щипали, что пивали?»); в прозе (рассказывая, как гусь разговаривает, поворачивает голову – одновременно крутя кистью, делая движения пальцами). Или ввести других героев спектакля.
Замечательной гимнастикой станет дождик из песка или крупы, когда через сжатые пальчики пропускается что-то сыпучее. Малыш сжимает ручку в кулачок, немного или полностью раскрывает ладошку. Сжимания – разжимания, удерживание предметов в руках – важная составляющая занятий.
Развивающие упражнения
Можно придумать еще ряд пальчиковых игр, тренирующих мелкую моторику.
Кошачьи коготочки
Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:
У кошечкиной дочечки,
На мягких лапах острые коготочки.
Ты их трогать не спеши,
Поцарапает, смотри!
После этого резко раскрываем ладонь и рассматриваем «коготки».
Жук-усач
Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест поклонников рока – «коза»).
Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:
Я тяжелый жук-жучок,
Длинный ус,
Твердый бочок.
Я над лужами кружу,
Говорю друзьям: «Жу-жу».
Дождик – не мочи меня,
Упаду – не встану я.
Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.
Злой комарик
Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок насекомого, мизинчик и большой выпускаем вниз – это его лапки (первый раз малышу будет сложно «собрать» фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики).
Говорим такие слова:
Злой комарик прилетел,
Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками»).
Комара я не боюсь,
Убегу, умчусь-умчусь.
Превратите эту гимнастику для пальчиков в подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.
Цветы-цветочки
Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная, это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (условное или настоящее) в кулачок. Затем капаем на него водичку. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.
Дождик кап-кап, цветочек растет.
Солнышко светит – росточек взойдет.
Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.
А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.
Когда малыш повзрослел, уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки – проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки.
Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малыш заинтересовался, только тогда будет польза. Она основная составляющая гимнастики.