Метод Новиковой-Иванцовой для неговорящих детей

Методика Тамары Новиковой-Иванцовой, разработана для детей с нарушениями речи различной... Материал доступен для родителей, которые хотят проводить...

Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Она разработана именно для детей с нарушениями речи различной природы, Тамарой Новиковой-Иванцовой.

Методическое пособие для логопедов

МФЯС для неговорящих детей отражает эффективные пути решения проблемы. Данные навыки будут полезны как практикующим логопедам, так и начинающим специалистам. Кроме того, материал изложен доступно  для родителей, которые хотят проводить занятия с детьми самостоятельно, такой вариант станет действенным дополнением к основной терапии.

Раннее развитие детей:

Может показаться, что комплекс очень прост, но в данном случае важна именно системность работы.

Способы восстановления функций речевого аппарата

Чтобы обучить неговорящего ребенка необходимо:

  1. Создать условия для активации речевых процессов.
  2. Непрерывно обучать способности самостоятельно говорить.

Данная методика направлена на выполнение этих двух важных аспектов.

Безусловно, общее психическое состояние ребенка влияет на уровень развития речи. Именно поэтому важно развивать сразу все психологические процессы, такие как внимание, память, общее мышление и прочее. Если ребенок страдает ЗПРР, то помочь смогут родители, прибегая к различным коррекционным упражнениям. Если же есть более серьезные причины для задержки речи, то следует обратиться к психологу для детального изучения проблемы и подбора правильного решения.

От слова к фразе

Не стоит забывать, что умеренные физические нагрузки наилучшим образом сказываются на работе мозга, благодаря улучшению кровообращения мозга,  насыщению его кислородом. Особенно благотворно на детей с задержкой речевого развития влияют плавание и гимнастика.

Очень важным аспектом формирования навыков говорения является погруженность ребенка в речевую среду. С ним нужно постоянно общаться на разнообразные  темы, рассматривать книжные рисунки и анализировать увиденное с помощью слов.

Хорошо помогает прослушивание песен на родном языке, особенно в исполнении матери,  такой подход поможет запустить механизм речи. Интересен тот факт, что дети, которым в детстве пела мать, чаще не имеют проблем со звукопроизношением, потому не нуждаются в помощи логопеда. Поэтому ключевой метод МФЯС – это музыка, которая меняет состояние души. Доказано, что правильно подобранная композиция способна сменить гнев на милость,  сделать настроение лучше и наоборот.

Основные принципы МФЯС

Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи, который состоит из нескольких важных этапов:

Крик

Появление крика связано с рефлексами человека и появляется он, как результат на действие неких внешних раздражителей. В основном это состояния, вызывающие у ребенка дискомфорт, такие как болезненные ощущения, жажда или голод и прочее. В соответствии с нормой крик должен носить громкий и звонкий характер, его также отличает короткий вдох и длинный выдох. У детей с нарушением работы нервной системы крик бывает либо слишком оглушающим, либо чрезмерно тихим и больше напоминает всхлипывания. Также его может и вовсе не быть.  Обычно период крика продолжается до двух месяцев с момента рождения.

Гуление

Гуление – это распевное произношение протяжных гласных звуков, которое часто сочетается с согласными. Интонационная выразительность – это основной фактор, на который должны обращать внимание родители в данный период. Это связано с тем, что речевой аппарат ребенка готовится начать произносить звуки, запоминает интонацию, пытается управлять ею. Ребенок должен улавливать речь родителя, реагировать на нее смехом или набором звуков. На данном этапе важна его эмоциональная связь с родителем.

Лепет

В возрасте 5-9 месяцев начинается стадия лепета, которая является, по сути, многократным повторением слогов, сочетающих гласные и согласные буквы, таких как «ма», «ба», «па» и других. На этом этапе происходит развитие длительности выдоха и активация слухового внимания. К 10 месяцам у ребенка начинают вырываться лепетные слова, как правило, состоящие их двух идентичных слогов, таких как: «мама», «папа», «баба» и другие.

Логопедическая азбукаК 1 году словарь ребенка должен включать в себя 10 или более слов. Стоит отметить, что девочки осваивают речевые навыки быстрее, чем мальчики.

В 1,5-2 года ребенок постепенно начинает произносить краткие фразы.

Если во время формирования одного из вышеперечисленных этапов произошло какое-то нарушение, то деформируется вся система речи, у ребенка появляются затруднения, беспокоящие родителей.  Очень важно восстановить все этапы, как раз в этом направлении работает методика Новиковой-Иванцовой.  В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления; затем произносят слоги –  это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз.

Методика Новиковой-Иванцовой не просто позволяет «включить» речевой аппарат неговорящим детям, но также помогает логопедам в работе с детьми, владеющими речевым навыком, но испытывающими затруднения в овладении слоговой структурой слов, темпо-ритмической стороной речи, работой голосом, а также произношением звуков.

Авторская методика предлагает готовый комплекс приемов, направленных на усвоение и совершенствование слоговой структуры слова. Корректирующие приемы состоят из работы с речеслуховым восприятием и речевым аппаратом.

Можно выделить два основных этапа работы:

  • Подготовительный (приемы, направленные на разделение неречевых звуков и упражнения на ритмику);
  • Коррекционный (освоение невербального материала).

«Волшебные кнопки», «Веселые ручки», «Замки» — это лишь часть приемов, которые предлагает освоить методика Новиковой-Иванцовой. Данные комплексы позволяют задействовать одновременно зрительную память и мелкую моторику, благодаря чему дети быстрее и проще овладевают слоговой структурой слов.

Гласные нараспев, слоги, слова, песни, обилие наглядных элементов, таких как символы и картинки  — все это включается в себя действенная методика практикующего логопеда, которая успешно применяется уже много лет, что подтверждают многочисленные отзывы счастливых родителей.

Ссылка на основную публикацию