
Об уникальной методике раннего развития Масару Ибука сегодня слышали все. Тысячи родителей по всему миру не только прочитали книгу знаменитого японца «После трех уже поздно», но и успешно применили ее положения на практике.
Их дети разительно отличаются от своих сверстников: они свободно говорят как минимум на двух иностранных языках, создают великолепные картины, играют на музыкальных инструментах, пишут музыку, уверенно катаются на роликах, плавают и отлично чувствуют себя в любой обстановке.
Когда в нашей стране молодым родителям все еще дарили произведение американского педиатра Бенджамина Спока, весь мир уже зачитывался удивительной работой японского инженера — Масару Ибука и его книгой «После трех уже поздно».
Удивительно то, как человек, не имеющий никакого отношения ни к педагогике, ни к психологии, ни к педиатрии, сумел придумать совершенную систему эффективного гармоничного воспитания и развития маленьких детей.
Основные положения теории
Масару Ибука убежден: в течение трех лет с момента рождения мозг малыша развивается наиболее интенсивно. Именно в этот период можно наполнить кладовую разума всем тем, что послужит основой дальнейшего творческого, интеллектуального, физического, эмоционального развития личности.
Мозг в этот период похож на мощный компьютер: до восьмидесяти процентов всего объема нейронных связей образуется именно до трехлетнего возраста, причем половина созревает уже к первому полугодию жизни.
Если пропустить этот фантастический период, наверстать упущенное будет невозможно: вырастить гения не получится. К примеру, если учить японскому детей и взрослых, то через месяц обучения трехлетние крохи начнут довольно свободно говорить, дети школьного возраста (семи- и восьмилетки) освоят процентов двадцать учебного материала, взрослые же остановятся в лучшем случае на заучивании нескольких фраз.
К слову, именно изучение языка Масару Ибука считает самым нужным и полезным занятием. Маленький ребенок способен без труда усвоить несколько языков: это естественно для него. Дело в том, что мозг в раннем возрасте не делит задачи на сложные и простые, для него нет искусственных преград, страхов, свойственных более старшему возрасту. Любая информация быстро и органично усваивается, причем «перекормить» мозг интеллектуальной пищей, навредить ему просто невозможно: не позволит естественный защитный механизм.
Тематический материал:
- Принцип обучения детей по системе Сесиль Лупан
- Как не стать врагом своему ребёнку
- Книги по воспитанию детей с рождения
Как применить теорию
Родителям следует обратить внимание не на сложность информации для изучения и развития, а на форму ее подачи в соответствии с интересами и потребностями малыша.
Объем и разносторонность информации может быть бесконечной, контролируют её только родители. Главное – не набор генов, данный от рождения, а среда и окружение.
Задача, которая стоит перед мамой и папой, вовсе не сводится к тому, чтобы вырастить гениального ученого, музыканта, спортсмена, художника. Но в то же время именно от родителей зависит, разовьется ли индивидуальная одаренность малыша в той или иной области, получит ли талант возможности для развития.
Особенности восприятия информации крохой до трехлетнего возраста ясно показывают, как заниматься:
- запомнится лишь то, что интересно маленькому человеку. Именно интерес лежит в основе познавательной активности, а потому его нужно пробуждать. Как? Яркими игрушками, качественным дидактическим материалом. Чтобы начать рисовать, нужны краски и карандаши. Чтоб научиться считать – визуальное представление о цифрах. Чтобы играть на скрипке – инструмент;
- ребенок очень чувствителен к ритму. Эту особенность нужно использовать для изучения иностранного языка. Можно, например, пропевать слова на иностранном языке – так они запоминаются очень легко;
- получая удовольствие, ребенок обязательно получит положительный результат, поэтому нужно делать все, чтобы происходящее нравилось малышу. Ему важен не столько результат, сколько процесс, поэтому роль родителей сводится к тому, чтобы показать КАК, а затем не мешать;
- русская пословица «Повторение – мать учения» отлично сочетается с методикой Ибуки: чем чаще повторять материал, тем лучше он усвоится. Младенец способен выучить сложное музыкальное произведение уже к полугоду, если регулярно будет слышать его. Ребенок в два года может декламировать поэмы и наизусть рассказывать сказки, которые ежедневно читала ему мама;
- важное значение имеет двигательная активность крохи. С ним нужно с младенчества заниматься плаванием, как только начнет ходить – поставить на коньки. Длительные прогулки обязательны: они симулируют интеллект.
Значимые моменты методики Масару Ибука
Важно отметить важные с точки зрения практического применения методики моменты.
- Первый – это допустимость физического наказания. Родителям следует проявлять твердость и даже строгость, постепенно «отпуская вожжи», чтобы малыш ощутил уважение к себе в тот момент, когда он начал развиваться. Ребенок обязательно должен чувствовать в родителях уверенность.
- Второй – важность физического контакта с матерью. Ребенка следует почаще брать на руки, баюкать, прижимать к себе, нет ничего страшного в том, чтобы позволять крохе находиться в родительской кровати. Все это помогает ему чувствовать себя любимым (вспомним ярого противника такой близости – Спока с его кормлением по часам и жестким ограничением тактильных контактов).
Если резюмировать, то суть теории Масару Ибуки сводится к тому, чтобы подарить малышу безграничные возможности для развития, вырастить свободного и счастливого человека.