Воспитание культуры поведения у дошкольников

Воспитание культуры поведения у детей, задача, решать которую родители должны совместно с педагогами. Знание этикета необходимо подкреплять практическими действиями.

Период дошкольного детства – самое важное время в жизни малыша. Он познает мир, учится выражать свои мысли, общаться с людьми – сверстниками и взрослыми. Если навыки общения и поведения в семье и обществе сформированы правильно, то дальнейшая школьная и взрослая жизнь ребенка будет счастливой и успешной.

Этикет на детской площадке

Именно в детском возрасте закладываются важнейшие общечеловеческие нравственные качества. Если дошколенка не научить нормам социального поведения, не воспитать уважение к другому человеку, скромность, сдержанность, то исправить воспитательные огрехи будет просто невозможно. Именно поэтому научить ребенка культуре поведения – самая важная задача, решают которую родители совместно с педагогами дошкольных учреждений.

Культура поведения детей в быту

Элементарные навыки культуры в быту родители формируют довольно просто. Чистые руки и лицо, опрятная одежда, прибранная постель не вызывают вопросов. Со временем список становится больше. Так, к пяти годам полностью сформируются навыки:

  • Убирать за собой игрушки, книги и предметы, которые использовались во время игры или творческого занятия.
  • беречь книжки, игрушки, вещи;
  • Ухаживать за одеждой и обувью: вытирать ножки после прогулки, аккуратно ставить обувь в прихожей, складывать или развешивать одежду.
  • Использовать все формулы вежливости, принятые у людей: здороваться, прощаться, знакомиться.
  • Пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и платком.

Требования, предъявляемые к малышу, должны быть систематическими, одинаковыми и дома, и в детском саду. В противном случае надеяться на то, что ребенок вырастет воспитанным сам по себе, по меньшей мере наивно. Родители подают ему пример собственным поведением: дети копируют значимого взрослого во всех мелочах, им просто неоткуда брать иной опыт.

Если к родителям пришли гости, ребенок знает, как вести себя дома при посторонних. Нельзя перебивать и вмешиваться, привлекать к себе внимание. Но и дичиться тоже не нужно: малыш приветливо встречает гостей и занимается своими делами, не мешая взрослым. Эти правила следует объяснить ему заранее.

Винни Пух и Пяточек за столом

Тематический материал:

Поведение ребенка в общественном месте

Почаще появляйтесь с ребенком в общественных местах. Это научит его правильному поведению на людях и в дальнейшем не приведет к проблемам со школьными учителями. Прежде чем отправиться в театр или кино, поговорите с малышом о том, куда вы идете и как следует себя вести.

Ребенок усваивает, почему в театр нужно одеваться особенно тщательно, а в кино можно отправиться в опрятной, но демократичной одежде. Важно объяснить, почему в театральном зале нельзя кушать, пить, разговаривать во время представления, а в кинозал пускают с напитками и едой. Театр – это особая атмосфера, и нарушать ее громким разговором, смехом, беготней нельзя. От ребенка нужно требовать сдержанного, спокойного поведения, доброжелательности  к окружающим.

Поведение ребенка в общественном месте

Посещение музея – прекрасная возможность поднять не только общеобразовательный, но и культурный уровень малыша. Ему нужно заранее рассказать об экспозиции, заинтересовать, а затем объяснить правила поведения: нельзя трогать предметы и картины, приходить на выставку с едой, громко разговаривать. Показывать пальцем, бегать по залу. Ребенок научится уважать других людей и их труд.

Особая тема – поведение в транспорте. Ребенок к пяти-шести годам вполне может постоять, он достаточно силен. Он не только уступает место пожилым людям, но и соблюдает другие требования к поведению в общественном транспорте: не залезает грязными ногами на сиденье, не привлекат к себе внимание громкими звуками или развязным поведением.

Культурные навыки общения детей

Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, его нужно научить правилам общения. Главные качества, которые нужно сформировать, независимо от темперамента и характера, это доброжелательность, вежливость, умение делиться, дружить, то есть брать на себя ответственность, выполнять обещания, помогать и сочувствовать.

Знание этикета не должно быть формальным. Его нужно подкреплять практическими действиями, формировать в игре, ежедневном общении со взрослыми и сверстниками, выполнении поручений и обязанностей. Дошколенок не только умеет, но и без напоминаний помогает другому ребенку, знает элементарные правила приличия (пропускает девочку, подает руку женщине, не хлопает дверью общего подъезда).

Навыки общения детей
Фото: первые навыки общения

Способы воспитания культуры поведения у детей

К ним можно отнести как беседы о принятых в обществе правилах, так и практическое формирование и закрепление соответствующих навыков. Единственный доступный способ для маленького человека – это игра. Именно поэтому воспитание должно быть не авторитарно-поучающим, а игровым:

  • обсуждение сюжетных картинок (заодно пополняется активный словарный запас);
  • театрализованные сценки с использованием игрушек либо «актерской игры» самого малыша;
  • сюжетно-ролевая игра по придуманной истории: «Пятиминутка хороших дел», «Я хороший человек», «Лучшие слова для друга (мамы, няни т. п.);
  • заучивание стихотворений на нравственные темы.

Организовывать бытовые дела нужно правильно, строго последовательно и не скучно. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, испытывал только положительные эмоции, несмотря на многочисленные запреты. Это очень важно, хотя слово «нельзя» следует использовать обязательно.

Психологи рекомендуют одновременно с запретом давать разрешения, то есть показывать и рассказывать, что можно взамен «нельзя». Так энергия поступка и общения будет направлена в позитивное, конструктивное русло, а малыш станет воспитанным, счастливым и культурным.

Видео: «культура поведения детей»

Ссылка на основную публикацию