«Ну вот! Идем из садика и опять двадцать пять. Шнурки умеет завязывать, а в альбоме каляки-маляки, все танцуют, а мой столбом стоит». Знакомо? Если нет, мы за вас рады. Значит, можете дальше не читать. Если же чувства этой мамы вам понятны или боитесь, что станут понятны через пару годиков, вот решение – как можно раньше развивать творческие способности! При этом не нужно изобретать велосипед – достаточно воспользоваться этими советами.
А что, собственно, будем развивать?
Это первый вопрос, которым задаются любящие мамы и папы. Ученые говорят, что творческий человек – это тот, кто умеет находить новые способы решения задач, будь то нарисовать нестандартную картину или сделать автомобиль из бутылок. То есть цель родителей – создать благоприятные условия, в которых дошколята будут задействовать воображение и креативность. А рядом с ними и мы, взрослые, растормошим свою фантазию. Итак, начнем?
- Создайте обстановку, опережающую развитие ребёнка. Пусть в годик это будут коробки с игрушками разного цвета или кубики с цифрами, которые вы озвучите;
- Оказывайте разумную помощь. Не лезьте с советами и подсказками в тех случаях, когда малыш может справиться и без вас. Допустим, у ребёнка закатился мяч. Дайте крохе возможность достать игрушку самостоятельно (именно в этот момент ему понадобится креативность и находчивость), иначе в следующий раз чадо даже не станет пытаться решить проблему, а позовёт на помощь родителей;
- Позаботьтесь о комфортной психологической атмосфере. Дом – это то место, где ребёнок должен чувствовать себя любимым и нужным, даже особенно когда делает ошибки и говорит глупости. Мало что может так поспособствовать творческому росту малыша, как одобрение родителей.
Рекомендуем ознакомиться:
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Роль игры в развитии дошкольника
- Роль сказки в жизни ребенка
5 идей для совместного творчества
- Пальчиковый театр. Сшейте или купите пальчиковые куклы и устраивайте семейные представления. Можно и нужно приобщить малыша к изготовлению декораций.
- Рисование. В 6 месяцев, когда малыш уже сидит, предложите ему пальчиковые краски. В 1,5 года дети хорошо держат кисти и фломастеры, чуть позже – цветные карандаши. И побольше бумаги! Некоторые психологи советуют оклеить стены детской обоями (обратной стороной), чтобы не ограничивать полёт фантазии.
- Лепка. Чрезвычайно полезное занятие! Чем больше лепим, тем больше стимулируем нервные окончания пальчиков, а значит, раньше говорим и быстрее думаем. Лепка будет интересна крохам примерно с одного года. Купите пластилин, глину либо специальную массу для лепки. Можно сделать солёное тесто своими руками. Любуемся сосредоточенным личиком и следим, чтобы пластилин не попал в рот.
- Аппликации. Вначале простейшие – из рваной бумаги, готовых деталей. Предложите ребёнку создать картину из соли или круп: на бумаге нарисовать что-то с помощью клея и посыпать рисунок крупинками. Ближе к старшему дошкольному возрасту учите вырезать несложные детали самостоятельно. Такие игры порадуют дошколят и включат воображение.
- Чтение. Читайте вашему крохе сказки и рассказы, станьте благодарным слушателем его впечатлений. Не ленитесь читать каждый день не менее получаса. Кроме того, попробуйте вместе сочинить собственные сказки и стихи. Таких точно ни у кого не будет!
Подводные камни
Было бы здорово уделять много времени творческому развитию своего дошкольника, но что, если сегодня вы так устали на работе, что нет сил на изыски? Вы все равно можете обучать вашего ребёнка креативности! Делайте вместе с ним то же, что делали бы сами. Дети любят помогать взрослым. На кухне они с радостью слепят свой пирожок, а потом уплетут за обе щёки, помогут ухаживать за цветами и прибраться в комнате. Главное, пусть это будет игра. Можно посоревноваться, кто быстрее соберёт разбросанные игрушки, или назначить чадо командиром и предложить ему самому распределить домашние обязанности.
А что, если ваш малыш не хочет лепить или рисовать? Заставлять или не заставлять? Дорогие мамы и папы, что мы делаем, если малыш не хочет есть полезную кашу? Или меняем кашу, или меняем форму – делаем из нее котлетки, оладушки и прочее. Вариантов творческих дел – море, предложите что-нибудь другое. Важно не отбить охоту заниматься творчеством в принципе.
Кроме того, любящий родитель иногда думает: «Я не творческий человек. Я не умею выдумывать что-нибудь этакое». Мы уверены, что когда-то вы не умели одевать на ребёнка подгузник, кормить из бутылочки и убаюкивать. А сейчас? Наверное, вы поняли, о чем мы. Развитие творческих способностей ребёнка – такой же этап в опеке, обучении и воспитании, как и другие, которые уже пройдены. Вы справитесь! Для начала попробуйте вот что: вместе с вашим дошколенком понаблюдайте за растениями, животными и явлениями природы. Пофантазируйте о форме облаков и деревьев; что будет, если исчезнут птицы; как взобраться на слона и т. д.
А на десерт несколько заготовок:
7 увлекательных игр для развития фантазии и креативного мышления
«Сказка наоборот»
Предложите своему крохе рассказать историю наоборот. Например, заяц охотится за волком, петух украл лису и т. д. Дети дошкольного возраста очень любят сказки и посмеются вместе с вами над таким каламбуром.
«Хорошо – плохо»
Назовите предмет или явление, а малыш пусть подумает, какие у него хорошие и плохие качества. Например, велосипед: хорошо, что можно быстро передвигаться, поддерживать спортивную форму; плохо то, что можно упасть. Дождь: хорошо, что можно увидеть радугу, пускать в лужах кораблики; плохо то, что можно промокнуть и простудиться. Изобразите то, что удалось придумать.
«Весёлые превращения»
Нарисуйте на листе бумаги любую геометрическую фигуру и попросите ребёнка «превратить» её во что-то новое. Дошкольный возраст – время изучения геометрических фигур. В этой игре вы и материал вспомните, и креативность потренируете.
«Угадай-ка!»
Спрячьте в коробку или мешок любой знакомый предмет. Малышу нужно догадаться, что там при помощи наводящих вопросов. Например, живое – неживое, съедобное – несъедобное и т. д. Если идет туго, предложите угадать предмет на ощупь. Так и воображение включится, и мелкая моторика поработает – в дошкольном возрасте это именно то, что нужно.
«Четыре цвета»
Первые цвета, с которыми начинают знакомство малыши – это красный, синий, жёлтый и зелёный. Предложите своему чаду полностью заполнить лист бумаги красками этих цветов. Попросите объяснить, что означает рисунок.
«Три картинки»
А можно и больше! Найдите между ними связь или разыграйте какой-нибудь эпизод. Сделайте своеобразное домино. Раздав детям карточки с рисунками, предложите вашим дошкольникам соединить их, объясняя, что между ними общего. Например: «К дереву я положу лестницу, потому что по ней можно взобраться на ветки». Так кроме творчества прокачивается логика.
«Танец»
Цель – изобразить что-то с помощью танца. Например, «игривый котёнок», «грибной дождик», «распускающийся цветок». Эта игра научит малышей дошкольного возраста выражать эмоции.
В одной мудрой книге сказано: «От всякого труда есть польза, а где одни разговоры там нужда». Поэтому заканчиваем с теорией. Не откладывайте творческое развитие вашего малыша в долгий ящик. Поставьте цель уже СЕГОДНЯ создать с вашими дошколятами первый пластилиновый шедевр или креативно разложить игрушки. А когда ваш сын или дочь найдет лекарство от рака или напишет легендарный роман, вы поймете, что трудились не напрасно!
P.S.: Если у кого-то из знакомых мамочек возникнет вопрос, как развивать творческие способности своего дошкольника, вы уже знаете, где они смогут почерпнуть пару идей) Не жадничайте, поделитесь ссылкой:)