Важнейшее значение для гармоничного развития ребенка имеет его физическое воспитание. Оно включает как собственно развитие тела малыша, его силы, выносливости, умения правильно двигаться, так и развитие интеллектуального интереса к спорту, стремление получить специальные знания.
Важность разностороннего воспитания
Воспитание обязательно должно быть разносторонним. При этом начинать регулярные занятия нужно буквально с младенчества. Первые годы жизни ребенка сопровождаются активным формированием и развитием нервной, дыхательной, костно-мышечной системы. Если упустить момент, не удастся вырастить полностью здорового, успешного малыша. Именно поэтому задачи физического воспитания детей дошкольного возраста имеют первостепенное значение.
Советуем ознакомиться: Умственное развитие дошкольника
Не секрет, что во многом от состояния здоровья человека, его физических возможностей зависит его успешность в различных видах деятельности. Именно поэтому так важно с первых дней жизни активно включиться в процесс гармоничного полноценного развития ребенка. В первые три года жизни это должны делать родители, затем к ним присоединяются педагоги детского сада.
Рекомендуем: Дыхательная гимнастика для детей
От рождения до школьного возраста семи лет ребенок развивается наиболее быстро и интенсивно. Формируется база для дальнейшего интеллектуального, духовного и физического развития. При этом нужно понимать, что важны не только занятия в детском саду, но и бытовая деятельность. С малышом нужно гулять, причем его движение должно быть активным, то есть включать прыжки, бег, подскоки и пр. Все это укрепляет кости, суставы, мышцы, нервы, органы дыхания, сердце, иммунную систему, улучшает обменные процессы, важные для правильного развития внутренних органов, кроветворения.
Чем больше сознательных активных движений в арсенале малыша, тем активнее его мыслительная деятельность, ярче психические процессы, устойчивее нервная система, тоньше и точнее восприятие.
Прямая зависимость между физической и психической деятельностью в дошкольном возрасте сильна как никогда. Упущенные возможности наверстать уже не удастся, придется лишь исправлять ошибки с разной степенью успеха.
Принципы физвоспитания
Физическое воспитание дошкольников отвечает общим педагогическим принципам:
- наглядность;
- доступность;
- активность;
- сознательность;
- систематичность;
- индивидуальный подход и пр.
При этом средства воспитания физической активности играют важнейшую роль.
Так, эффективность физвоспитания повышается многократно, если ребенок освоил все требования гигиены: режим сна и отдыха, ухода за телом, одеждой и обувью и др. Важнейшее значение имеет и такое средство, как природные факторы: солнечный свет, свежий воздух, водная среда. Занятия в естественной природной среде гораздо более эффективны и для собственно развития навыков, и для решения вопросов закаливания.
Основа физического воспитания дошкольников – упражнения. Без них невозможно ни оздоровление, ни решение образовательно-воспитательных задач.
Требования к упражнениям следующие:
- знание анатомо-физиологических особенностей младенцев и дошколят;
- учет целостности детского организма с опорой на ведущую роль центральной нервной системы;
- основа воспитания в этом возрасте – подвижная игра, имеющая не только воспитательное, но и важнейшее оздоровительное значение;
- индивидуальный подход, учет сил и умений конкретного ребенка, корректное отношение к детям с разными возможностями, если занятия проводятся в группе.
Задачи развития подопечных педагога на двигательных занятиях
Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагают решение целого комплекса вопросов: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Задачами воспитания, относящихся к дошкольному возврату, выступает:
- Охрана здоровья.
- Необходимое по возрасту физическое развитие (рост, вес).
- Формирование у дошкольников жизненно нужных навыков движения:
- метание;
- бег;
- ходьба;
- прыжки и т.д.
- Формирование широкого круга игровых навыков.
- Вырабатывание скорости, силы, выносливости, интереса к подвижным играм, спорту и биографии известных людей в этой области.
- Формирование интереса к активным играм.
Оздоровительные задачи при этом решают вопросы формирования функционально полноценного организма. Вопросы здоровьесбережения – на первом месте:
- закаливание с использованием природных факторов;
- формирование верной осанки, укрепление мышц;
- укрепление вегетативных органов: пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.;
- формирование координации, скорости, выносливости, других физических способностей.
Образовательные задачи сводятся к формированию важнейших для нормальной жизнедеятельности организма умений и навыков. Второе направление – пробуждение искреннего интереса ребенка к занятиям спортом и физкультурой. При этом физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста включает разные этапы освоения движений.
Для младенцев важнейшими являются следующие умения:
- удерживать голову (к трехмесячному возрасту);
- ползать, выполнять целенаправленные движения туловищем, переворачиваться на животик, опираться руками (к полугодию);
- садиться, вставать, ходить «за ручку» (к 11 месяцам);
- ходить (к году);
- бегать, лазать, карабкаться на вертикальные опоры (три года).
Двигательная активность позволяет младенцу познавать окружающий мир, то есть полноценно развиваться. Дальнейшая работа должна привести к формированию у дошкольника таких навыков:
- метать, ловить и удерживать предметы, спрыгивать с высокой поверхности, вести трехколесный велосипед (четыре года);
- все основные движения повседневной жизни, включая плавание, лыжную ходьбу, лазание по лестнице, преодоление преград и пр. (шесть лет).
Наконец, воспитательные задачи призваны выработать привычку к ежедневной физической нагрузке, умение самостоятельно заниматься своей физподготовкой. Сюда включено и развитие силы воли, крепких моральных принципов: смелость, честность, настойчивость, решительность.
Соблюдение принципов физического воспитания дошкольников, последовательное и своевременное решение указанных задач позволяет сформировать гармоничную, полноценную, успешную личность.
Этапы физического воспитания
Одним из этапов общественного воспитания выступает двигательная активность детей. С младшего возраста они должны быть развитыми в этом направлении. Педагогам из ДОУ нужно уделять своим подопечным повышенное внимание: всесторонне развивать их морально-волевые качества, всестороннее обучать на активных занятиях. Педагог проводит адаптацию ребятишек дошкольного периода к ДОУ. Это формирует у них необходимые для нормальной жизни качества.
Советуем прочитать: Воспитание гигиенических навыков у детей
К основным качествам, важным для полноценного существования личности, относят выносливость, силу, активную позицию по конкретным вопросам. Все эти качества, вкупе с психологическими чертами, составляют образ гармонично развивающейся личности. Лучшим периодом для закаливания организма, развития двигательных, а также речевых навыков, признается показатель до 7 лет.
ДОУ и физкультура
Физкультура с младшими детьми входит в состав общественного воспитания с наиболее узкой направленностью (по сравнению с педагогикой в целом). Это обучение двигательным движениям, овладения ребятишками специальных знаний, создание интереса к спорту. Задача образовательного процесса этого направления состоит в том, чтобы осознанно формировать у младшего возраста необходимость в активном движении, спортивных играх, в физкультуре. Это достигается путем совершенствования каждого человека: не только дошкольника, но и взрослого в его профессиональной жизни.
Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особенное место в педагогическом процессе. Младший возраст заканчивается в 7 лет: тогда воспитатель наиболее эффективно может повлиять на своих учеников. Кроме того, в них закладывается основа для дальнейшего развития душевных и личностных качеств.
Физкультурные занятия как основа развития детей
Методикой физического воспитания дошкольников выступают способы его организации. К средствам воспитания подопечных в саду относятся физкультурные занятия, учрежденные и проводимые в этих образовательных учреждениях. Их ведет педагог, отвечающий за исполнение своих обязанностей и дошкольной программы. Оздоровительные цели, преследуемые физкультуре, достигаются двигательной активностью детей. Это повышает обменные процессы в организме, усиливает их активность. Основные задачи на физкультурных занятиях, которые ставит перед собой педагог, реализовываются формированием у дошкольника волевых качеств и освоения им простых знаний в спортивной области и культуре, усовершенствовании двигательных навыков.
Советуем прочитать статью: физическое воспитание школьников
Физкультурные программы в саду, школе различны по-своему содержанию. Все зависит от возраста детей. Поэтому структура занятия проводится с учетом особенностей работы нервной системы каждого дошкольника в определенном возрасте.