Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с предоставления ребёнку свободы выбора, когда ребёнка не просят выполнять какие-либо действия.

Часто взрослые воспринимают за детскую самостоятельность ряд навыков, привитых родителями. Здесь идёт подмена понятий. Независимость – это не только выполнение правил:

  • умываться;
  • мыть руки перед едой;
  • убирать со стола грязную тарелку;
  • надевать шапку на прогулку.

Всё это навязано взрослыми и выполняется малышами, чтобы не расстраивать маму и не слышать недовольства в её голосе. В детских учреждениях дети вместе моют руки, едят, ложатся спать, собираются на прогулку. Это не подражание и не желание продемонстрировать свои навыки. В детском коллективе всегда есть элемент соревнования, но это не самостоятельность.

Малыш готовит

Детки рисуют, поют, танцуют на занятиях под руководством педагогов. У кого-то получается хуже, у кого-то лучше. Это проявления старательности и заинтересованности.

Самостоятельность – это когда ребёнок решает что-то сделать и добивается определённого результата без подсказки взрослых. Хорошо, когда он спрашивает, можно или нельзя. Только часто первые проявления вышеописанного качества в раннем возрасте бывают спонтанными. Основная задача родителей и воспитателей – не напугать и не отбить у маленького человека желание проявлять инициативу.

Признаки независимости

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста начинается с предоставления им свободы выбора. На предложение «давай сделаем» он может ответить отказом. Это его решение, и требовать обратного при такой постановке задачи не нужно.

Для формирования самостоятельного, уверенного в своих силах человека понадобятся терпение, немалая выдержка и большое дружеское участие во всех начинаниях малыша. Необходимо советовать, подсказывать, но ни в коем случае не делать за него, чтобы не отбить желание познавать мир через практику и не развить комплексы.

Самостоятельность у дошколят начинает проявляться в моменты выказывания заботы о ближних, малышах, животных.

Когда ребёнка не просят выполнять какие-либо действия, а сам он видит, что необходимо убрать бумажку с пола, вытереть пролитый чай, и выполняет это лишь потому, что он так решил – это и есть самостоятельный поступок.

Тематический материал

Далеко не все дети могут проявить себя, некоторым необходим первый толчок. Научившегося ходить за руку малыша можно приучить выбрасывать в ведро использованный подгузник . Не пройдёт много времени, и он научится самостоятельно определять время замены испачканной одежды чистой. Этот поступок будет продиктован дискомфортом.

Интерес к технике и кухонной утвари у крох велик. Дав ребёнку несколько раз  включить микроволновку, вы увидите, что в скором времени он захочет сделать горячий бутерброд сам. Видя, что обычно бутерброды делаются  на всю семью, он постарается скопировать все действия мамы самостоятельно.

Малышка помогает маме

Ребёнок 4–5 лет делает это уже осознанно, но крохе младшего возраста необходим присмотр. Он может расценить это как недоверие, поэтому стоит уточнить, нужна ему помощь или нет. При отрицательном ответе можно попросить посмотреть, что он делает.

Бывает сложно смириться с тем, что малыш пытается включить газ, электрический прибор, берёт острый нож и неумело кромсает хлеб. Нужно подавить первое желание крикнуть: «Брось, нельзя!» Необходимо сдержать свой порыв и спокойно наблюдать, подправляя его неверные движения, чтобы ребёнок не стал прятаться, пытаясь овладеть навыком пользования заинтересовавшим его предметом.

Нужны ли животные в доме?

Животные частично могут заменить малышу друга. Провоцируя на игру, они помогают развить у малышей способность к принятию решения. Это только первые шаги к общению. Решение завести собаку или кошку очень ответственное. Кроме того, что животное становится членом семьи, оно имеет собственный характер.

Однажды у крохи возникнет непреодолимое желание узнать, каков его четверолапый друг на ощупь. Собака может предупредить это рычанием, напугав малыша. Всегда необходимо помнить о зубах и когтях домашних питомцев. Воспитывать придётся и ребёнка, и животное, вырабатывая манеру поведения обоих. Первые тактильные контакты между подопечными необходимо контролировать.

Девочка кормит собаку

Менее опасны для детей хомячки, черепашки, а аквариумные рыбки вообще безопасны. Детвора способна заботиться о них. Гуляя по улице, малыши рвут траву для хомячков и черепах – это решение самостоятельного человека порадовать своего друга, живущего в клетке. При наблюдении за рыбками у ребёнка часто возникнет желания покормить их.

К трём годам дети, заботящиеся о своем домашнем питомце, способны перебирать и складывать собственные вещи в ящик шкафа, подметать комнату, убирать игрушки на отведённое место и расставлять собственные книги на полку. Сначала кроха будет следовать примеру взрослых, чуть позже надо быть готовыми к тому, что места для его вещей могут поменяться в соответствии с его личными предпочтениями. Это ещё одно доказательство самостоятельности ребёнка дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию