Сенсорное развитие путем самообразования

Своевременное сенсорное воспитание детей 2-3 лет – основной путь к раскрытию способностей. Используют игрушки, побуждающие детей выполнять...

Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет – основной путь к раскрытию заложенных природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.

Мама играет с малышом

Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств:

  1. Зрения (90% информации).
  2. Слуха (9%)
  3. Остальных чувств (1%):
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.

Развитие через самообразование

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.

Вопросы о книге

Сенсорное восприятие мира основывается на таких параметрах:

  • Понятие о цветах и некоторых оттенках.
  • Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат).
  • Понимание величины, размера.

Как развивать сенсорику

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Тематический материал:

Развивающие игрушки

Используют те, что побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят крох с различными формами и размерами, цветами и фактурой. Полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают моторику рук и речь.

Развивающие игрушки

Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:

  • Мягкие, сшитые из различных материалов, с природными или синтетическими наполнителями.
  • По типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
  • Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные).

Развивающие настольные игры

Осмысление действительности начинается примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.

Тематический материал:

Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого нужно распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их и наклеить на картон. Для примера:

  • «Подбери для машинки колеса». Разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно – колеса таких же цветов. Ребенку нужно подобрать колеса к машинке такого же цвета, как и она.
  • «Ёжик собирает грибочки». Нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к иголкам животного грибы. Ежик и грибочки
  • «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами». Малышу дать задание прикреплять на изображение дерева листья или фрукты.
  • «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. п.). Найти и соединить половинки моркови, капусты, машины и пр.

Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие и формируют понятие о внешних признаках: форме, величине, цвете.

В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое:

  • Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку.
  • Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний.
  • Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот.
  • Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку.
  • Указывают на кубик, мячик, кирпичик.
  • Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.

Принципы методики Янушко

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то всему остальному он научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.

В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.

В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе Елены Янушко.

Автор объясняет, что в раннем возрасте внимание носит непроизвольный характер. С детьми не проводят беседы или занятия с обучающими предметами, потому что малышей сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешками, пирамидками, рамками со шнурками, досками Сегена.

Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:

  • Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством предметов, их расположением в пространстве.
  • Слуховое восприятие – знакомство со звуками разного происхождения.
  • Тактильное восприятие – ощупывание предметов из различных материалов, разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.

Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять детям незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.

Овощи летают

Дидактические упражнения

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

  • Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету.
  • Размещение их в соответствующие гнёзда.
  • Собирание мозаики по образцу.
  • Рисунки красками на разные темы.
  • Подражание взрослым в мимике, жестах.
  • Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.

Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.

Ссылка на основную публикацию