Игра для пятимесячного малыша – не примитивное бессмысленное занятие. Это тяжелый и очень важный труд, который, как любая другая деятельность, дает свои результаты. Конечным продуктом являются новые умения и навыки, которые становятся очередной ступенькой в развитии ребенка.
Играя, кроха получает новую информацию о мире, развивает способности, заложенные природой, учится мыслить и общаться. Развивающие игры для детей 5 месяцев тренируют тело, память, внимание и речь. Главная задача родителей – правильно организовать занятия с малюткой дома, учитывая возрастные особенности.
Активно двигаемся
Прогресс двигательной активности особенно заметен у ребенка, начиная с пятого месяца жизни. Окрепшие мышцы позволяют ему совершать немыслимые кульбиты – кроха поворачивается со спины на живот и обратно, поднимает голову и плечи, пытаясь сесть. Лежа на животике, ребенок высоко поднимает голову, опирается на ладошки, меняет свое положение, пытаясь дотянуться за игрушкой.
На этом этапе важно поддержать стремления малютки и подготовить его к ползанию, вставанию и первым шагам. Какие игры будут полезны для детей 5 месяцев?
- «Ползунок» — положите ребенка на животик, поставьте перед ним игрушку так, чтобы до неё нельзя было дотянуться рукой. Скорее всего, малыш начнет раскачиваться, опираясь на ладошки, и попытается подтянуться на ручках, чтобы схватить игрушку. Можно слегка помочь крохе, одной рукой создав опору под его стопами, от которой он будет отталкиваться. Второй рукой в этот момент стоит поддержать карапуза под грудку.
- «Руки-ноги» — игра на развитие координации движений. На ножки малютки надеть яркие носочки, браслетик или привязать колокольчик. Карапуз попытается захватить ножку руками и затянуть её в рот.
- «Волшебная палочка» — для игры нужна деревянная или пластиковая палочка, диаметром около 3 сантиметров. Дайте малютке хорошенько ухватиться за неё двумя руками. Зафиксируйте своей рукой кулачки крохи. Слегка приподнимите палочку – малыш напряжет мышцы спины, рук, шеи, живота, и обязательно сядет.
- «Поехали-поехали» — такую забаву любят все детки этого возраста. Держа малыша на коленях, приговаривайте: «Поехали, поехали в лес за орехами. По ровной дороге, по ровной дороге (заставляем кроху слегка подпрыгивать). По кочкам, по кочкам (наклоняем ребенка в разные стороны). Бух…. в ямку упали (Слегка опускаем малютку)».
С пятимесячным ребенком нужно ежедневно заниматься зарядкой, выполняя различные упражнения для ручек и ножек. Очень полезен и массаж, причем к поглаживающим движениям уже можно добавить легкие пощипывания и растирания мышц и кожи.
Знакомимся с миром
В 5 месяцев ребенок стремиться узнавать все больше и больше об окружающем мире. В сложном процессе познания задействованы органы зрения, слуха и осязания. Малютка внимательно изучает предметы, прислушивается к звукам и речи, подолгу ощупывает игрушки и пробует их на зуб.
Специалисты утверждают, что в игре интенсивность мозговой деятельности малыша возрастает в два раза. Чем занять маленького человека?
- Изучение собственного тела вызывает большой интерес у пятимесячных детишек. Поэтому игра «Птички-пичужки» будет как нельзя кстати: «Птички-пичужки, где у Максимки ручки? (ножки, животик, ушки, носик и т.д.) – Вот у Максимки ручки (берем за ручки, слегка трясем их). Ай, хороши!»
- Проведите экскурсию по комнате. При этом показывайте малышу разные предметы, рассказывайте о них и давайте их пощупать: «Это занавески. Они защищают Антошкины глазки от солнышка. Потрогай их. Чувствуешь, какие они мягкие и гладкие?» Причем предметы должны быть совершенно разными по форме, фактуре и предназначению.
- Поднесите малыша к зеркалу. В этом возрасте он начинает узнавать свое отражение. Вы увидите, как долго и сосредоточенно ребенок всматривается в него, а затем начинает улыбаться: «Где Настенька? Вон Настенька. Какая красивая девочка. Какая большая девочка».
- Подарите крохе новые тактильные ощущения – разрешите ему потрогать кусочек льда, затем тёплую бутылочку. При этом комментируйте его ощущения. Пусть малютка опустит пальчики в кисель или в кашу. Можно опустить маленькую ручку в пальчиковые краски и оставить отпечаток на бумаге. Поверьте, эта игра удивит и восхитит маленького человечка.
Элементарные знания, заложенные родителями в этом возрасте, станут базовыми и останутся у ребенка на всю жизнь.
Займемся игрушками
По мере того, как навыки и умения малыша становятся сложнее, возникает необходимость расширить ассортимент игрушек и усложнить игры.
Ребенок уже не только свободно берет игрушку и удерживает ее в руке, но еще и совершает определенные действия с ней, следит за движением, внимательно рассматривает детали, знакомится с причинно-следственными связями. На этих возрастных особенностях базируются все развивающие игры и занятия для 5 месячного ребенка.
- «Бросалки» — пятимесячные дети очень любят бросать предметы и следить за тем, как они летят и падают. Давайте крохе предметы разного размера, веса и фактуры. Комментируйте процесс их падения: « Бух, упал мячик. Видишь, Машенька, мячик упругий, он ударился об пол и подпрыгнул снова» или «Бумажка полетела — полетела. Она легкая, летит плавно». Такие игры разовьют объемное, пространственное мышление малыша и умение делать умозаключения.
- «Разбиралки» — детки этого возраста уже могут разобрать простейшую пирамидку. При этом мама обязательно комментирует каждое действие: «Молодец, Сашенька, снял колечко. Это колечко зеленое, самое маленькое. А следующее колечко – красное, побольше». Обратите внимание, что малыш пока берет предметы всей ладошкой, растопырив пальчики – пока он еще не умеет делать тонкий щипковый захват.
- «Открывалки» — очень любят карапузы этого возраста открывать всевозможные коробочки и баночки. Соберите «сенсорную коробочку», положив в неё предметы разной формы и фактуры. Открыв такую сокровищницу, малютка долго будет возиться сам, изучая её содержимое.
- «Знакомимся с куклами» — покажите, как укачивать, обнимать и жалеть куклу: «Ляля хорошая, давай, Катенька, погладим её по головке» или «Давай, Оленька, укачаем куклу, бай-бай».
Какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев? Конечно, пока еще сохраняют свою актуальность погремушки, прорезыватели для зубов, колечки, мячики, музыкальные игрушки. Но к ним необходимо добавить и другие, более сложные – куклы, заводные и движущиеся механизмы, пирамидки, кубики и книжки с толстыми страницами и крупными картинками.
Поговорим
В 5 месяцев малыш начинает лепетать – произносить слоги с различной интонацией и в разной тональности. Это зачатки будущей речи маленького человечка. Поддержать и развить их обязательно должны родители в игровых занятиях с крохой.
- Играя с ребенком, пойте ему песенки, рассказывайте стишки и потешки: «Ма-ма-ма-ма, мамочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Ду-ду-ду-ду, дудочка! Па-па-па-па, папочка! Му-му-му-му, мурочка!» Такие занятия стимулируют детский лепет, обучая малютку произнесению новых слогов.
- Играйте с детьми в «Ладушки», «Сороку – белобоку». Эти игры хороши тем, что помимо слухового анализатора задействуются еще тактильные ощущения и мелкая моторика, что в комплексе способствует развитию речи.
- Очень хороши игры с пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик – деда. Этот пальчик – баба. Этот пальчик – мама. Этот пальчик – папа. А вот этот пальчик – я. Все мы – дружная семья» (загибаем пальчики карапуза, пока все они не сожмутся в кулачок).
- С 5-и месяцев уже можно играть в названия – для этого потребуются разные предметы или изображения. Показывая их, используйте упрощенные названия: «Смотри, Анечка, это часики, тик-так» или «Это пчелка, жу-жу». Ребенок быстро запомнит такие простые словечки, а в следующий раз, когда вы спросите: «Где часики, где тик-так?», он обязательно потянется к игрушке или картинке с их изображением.
- Устройте перекличку – произнесите слог, который ребенок уже может произнести. Малыш начнет лепетать, повторяя за вами. Теперь попробуйте произнести новое сочетание звуков, сделайте небольшую паузу, чтобы кроха успел осмыслить и отреагировать, расширяя свой звуковой репертуар.
- Научите малыша провожать папу на работу, покажите, как нужно махать ручкой и говорить: «Пока – пока!».
- Качая кроху на руках, приговаривайте: «Вверх – вниз». Так он поймет, что разное положение в пространстве обозначается разными словами и запомнит их.
Занимая ребёнка, не стоит перегружать его развивающими играми или тренингами. У маленького человечка обязательно должно быть время отдохнуть от массы новых впечатлений и эмоций и заняться собственными делами. Только в этом случае развивающие игры принесут радость общения и эффективный результат.