Многие дети в возрасте трех лет уже учат стихи, запоминают сказки. У них развита речь, и поэтому такому малышу будет намного проще получать знания в школе, а также развиваться в дальнейшем. Значит, это нормальное развитие ребенка, поскольку в этом возрасте малыши должны говорить. Но есть дети, которые в три года еще не могут этого делать, и планировать их дальнейшее развитие достаточно сложно. Мальчик может заговорить позже по сравнению с девочкой. Родители обеспокоены за свое чадо, они не знают, как справиться с этой проблемой. Доктор Комаровский полагает, что у детей есть свои сроки развития. Если ребенок не говорит в 3 года, то необходимо ознакомиться с причинами этого явления. Найти выход в этой ситуации поможет специалист.
Причины молчания
Сейчас рождается много детей с какими-либо нарушениями. Одно из них связано с речью. Почему ребенок плохо говорит? На это влияет активность. Физически развитый малыш стремится больше узнать окружающий мир, и поэтому он быстрее начинает произносить слова. Доктор Комаровский в своих трудах описывает множество факторов, влияющих на нормальное речевое развитие. На основе этого даются практичные рекомендации по лечению. Причины, которые обязательно надо учитывать родителям, бывают следующими:
- Физиология. Если малыш в три года не произносит слова, то причиной этого явления могут быть нарушения слуха или задержка общего развития, связанная с недоношенностью, наследственностью. Доктор Комаровский считает, что существует много физиологических факторов, которые способны повлиять на задержку развития. Родитель должен показать дитя врачу. Он выполнит обследования, на основе которого будет назначено лечение или операция, в зависимости от типа недуга. Часто проблема кроется в психологических и социальных факторах, и тогда нужно оградить малыша от разнообразных травм.
- Воспитание. Некоторые мамы сильно любят своего ребенка, и так лишают его самоопределения. Они кидаются к нему по любому зову. Если он видит такую помощь, то у него нет мотивации произносить слова. Гиперопека в этом случае может помешать начать разговаривать.
- Травма. Малыши чувствуют, что неинтересны взрослым. Если в жизни присутствуют негативные факторы, например, переезды, болезни, брань родителей, то это все отрицательно влияет на развитие. Есть и другие причины, по которым детки не хотят познавать окружающий мир.
- Нехватка внимания. Многие родители заняты, и поэтому им некогда заниматься развитием ребенка. Они подключают в помощь телевизор, гаджеты, игрушки, а ведь нужно постоянное общение. С кем малышу говорить? Каждый родитель должен много времени уделять ребенку, в том числе и общаться с ним.
Выявить, почему молчит малыш, могут специалисты. Есть мнение, что развитие речи происходит в обществе сверстников. В некотором смысле это действительно так, но надеяться на то, что данная проблема решится сама собой, не стоит. Если ребенок плохо говорит в три года, то необходимы эффективные методы решения, иначе в дальнейшем восстановить речь будет еще сложнее.
К кому обращаться?
Доктор Комаровский ведет передачу по развитию детей. Он дает много советов родителям по этому вопросу. К кому же нужно обращаться, если ребенок в 3 или 4 года еще не говорит? Педиатр выявит нарушения, и даст направления к другим специалистам. Логопед проводит тестирование, по которому определяется степень развития речи. Для выявления точного диагноза может потребоваться посещение психоневролога.
Тематический материал:
Лор проверит, есть ли нарушения слуха. Возможно, требуется эффективное лечение. Невропатолог выполнит стандартные процедуры по выявлению заболеваний нервной системы. Психолог определит, есть ли отклонения в эмоциональном состоянии. Сурдолог проверит малыша на проблемы со слухом. Если все в порядке, то нужно дома проводить больше занятий на развитие. При наличии проблем со здоровьем надо устранять причину недуга.
Чем помочь малышу?
Доктор Комаровский считает, что в 3 года можно назначать процедуры, исходя из индивидуальных особенностей организма. После этого ребенок должен начать говорить. Причем методы используются независимо от того, мальчик или девочка имеет нарушение.
Если ребенок плохо разговаривает или молчит, то необходимо обратиться к врачам. Помочь могут такие специалисты, как отоларинголог, дефектолог, психолог, психиатр. При отсутствии нарушений родителям нужно развивать малыша. Необходимы следующие меры:
- Общение. Малыш в три года должен активно говорить. Если этого нет, то родителям следует постоянно общаться с ребенком. Вообще, это надо делать с самого рождения. Постоянное взаимодействие позволяет сделать дитя развитым, и никакие задержки речи ему не страшны. Необходимо читать ребенку книжки, участвовать в его играх, петь песенки. Делать это надо постоянно, в том числе и в более поздние года.
- «Действие и слово». Ребенок не должен все делать молча, ведь речь развивает его. Родители должны показывать пример, т. е. надо самим говорить. Общение позволяет распознать таланты в малыше.
- Игрушки. Для развития малыша не нужно задействовать современную технику. Детские механические игрушки тоже не стоит использовать часто. Игра должна быть активной, и поэтому необходимо выбирать пирамидки, кубики и мозаики. Включение в процесс позволяет развивать не только речь, но и память, мышление.
- Мелкая моторика. Специалисты полагают, что на речь влияет много факторов. Одним из них является развитие мелкой моторики. Необходимо постоянно устраивать занятия по лепке из пластилина, перебиранию четок, нанизыванию бусин.
- Уровень речи. Родителям нужно говорить нормальным языком, и не коверкать слова. Ребенок все воспринимает, и поэтому от этого зависит четкость произношения.
- Терапия лекарствами. Детям в 3-4 года назначаются препараты, предназначенные для восстановления работы речевых зон.
- Процедуры. Восстановить работы некоторых центров мозга поможет магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Использоваться любой метод должен только с разрешением специалиста.
- Альтернатива. Такое лечение предполагает использование иппотерапии и купание с дельфинами.
- Коррекция. В этом случае необходима работа дефектолога, который устраняет негативные факторы развития благодаря реабилитационным мерам.
- Логопедический массаж. Он предполагает воздействие на нужные точки. После этого малыш должен заговорить.
- Упражнения. Доктор Комаровский предлагает делать несложные процедуры.
Эффективные занятия
Каждый родитель с ребенком в 3-4 года должен активно заниматься. В этом важна регулярность, и тогда результат наступит очень быстро. Будут полезны комплексные занятия. Нужно расклеить по дому картинки, чтобы они были видны ребенку. Это могут быть сказочные герои, фрукты, какие-то предметы. Их наличие мотивирует детей разговаривать. Родителям следует рассказывать и показывать, что нарисовано.
Прекрасно подходит артикуляционная гимнастика. Для этого есть множество книг, после занятий с которыми малыш должен заговорить. Родителям надо читать книжки вслух, что развивает много качеств человека. Полезны танцы с детьми и пение песен. Эти мероприятия помогут научиться разговаривать даже молчунам. Дома можно устраивать конкурсы. Благоприятно воздействует зарядка для языка.
Рекомендуем:
Речевые упражнения
Чтобы развить речь малыша, необходимы специальные упражнения. Их можно делать в свободное время. Через несколько занятий появляются результаты. Необходимо научить дитя улыбаться, имитировать голоса животных, различать звуки, петь песни. Для этого есть много развивающих игр. Все это можно выполнять вместе с детьми.
Нужно следить, чтобы произношение звуков было четким. Они не должны быть искривленными, поэтому следует поправлять нарушения речи. Надо исключить из употребления слова-паразиты. Только с регулярными занятиями появляются результаты улучшения речи детей. Можно придумать много других интересных упражнения для развития, главное, чтобы они были очень интересными и несложными.
Не существует полностью универсальных методов решения проблемы. Каждый малыш индивидуален. Один начинает разговаривать в 1,5, а другой только в три года. Этот процесс должен начаться как можно раньше, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей со становлением других качеств. А родителям нужно следить за всеми особенностями развития.