Фото: Любить, нельзя наказывать

Мудрые родители понимают: рано или поздно им придется примерить на себя роль педагога. Вопросы воспитания к трем годам жизни малыша становятся очень актуальными, и главный звучит так: наказывать или не наказывать ребенка? Этот вопрос тянет за собой и другие: если наказывать, то как? Если не наказывать, какие методы воздействия применять?

Психологи отмечают, что дети, которые не подвергаются постоянным наказаниям, гораздо спокойнее и доброжелательнее сверстников. Напротив, если ребенка регулярно наказывают, он становится агрессивным, грубым, истеричным. Обида и злость – вот его постоянные спутники. Маленький человек либо замыкается в себе, либо вымещает злость на слабых: детях младшего возраста, животных.

Более того, подросток, выросший в атмосфере насилия, способен обидеть старика, женщину. Конечно, такие крайние, антисоциальные проявления – скорее исключение, нежели норма. И все же корни девиантного (отклоняющегося) поведения (если оно имеет не медицинские, а именно педагогические причины) – в семье или заменяющей ее среде, где формировалась личность ребенка.

Как воспитать без наказаний?

Очевидно, что вопрос очень сложен. Возможно ли в принципе воспитание ребенка без криков и наказаний? Педагоги и психологи уверены, что возможно. Составлена даже подсказка для родителей: перечень основных воспитательных принципов, которые стоит взять на вооружение.

  • Полное признание личности ребенка, уважение к его решениям, желаниям, потребностям, чувствам. Невнимание, игнорирование и отторжение – прямой путь к проявлению бунта или полному отказу от собственной инициативы.
  • Теплое и постоянное внимание к малышу. Ребенок должен чувствовать, что рядом с ним постоянно находится заботливый и любящий взрослый.
  • Жесткий самоконтроль, личный пример, отказ от «политики двойных стандартов». Требования, которые предъявляются к малышу или подростку, должны прежде всего предъявляться к себе. Весь воспитательный процесс в семье строится, по сути, на отражении поступков и высказываний родителей. С первого дня жизни ребенок ежеминутно прислушивается к тому, что происходит в семье, оценивает родителей. Обнаружив противоречие между тем, что от него требуют, и тем, что родители позволяют себе, ребенок испытывает разочарование. Родительскому авторитету наносится непоправимый ущерб.
  • Недопустимо постоянное моральное давление, запреты, приказы. Атмосфера добра, поддержки, в которой даже родительские требования звучат не в жесткой категоричной форме, а как само собой разумеющиеся конструктивные предложения, — вот к чему следует стремиться.
  • Полный запрет на физические наказания. Сила может быть побеждена лишь силой: к такому выводу придет рано или поздно ребенок. Нетрудно догадаться, что случиться, когда малыш вырастет.
  • Спокойное последовательное выполнение своих указаний и обещаний – основа воспитания без наказаний. Любое родительское требование ребенок должен выполнить. Детские истерики нужно игнорировать полностью, не срываясь на крик, а продолжая спокойно настаивать на своем. Нет ничего более развращающего душу малыша, подрывающего родительский авторитет, чем ничем не мотивированный отказ от собственных распоряжений.
  • Нельзя забывать о своих обещаниях. Выполнение обещанного – это основа мироздания ребенка. Очень легко разрушить его, просто поленившись сходить в парк аттракционов, как было обещано, или забыв выполнить маленькую, но важную ребячью просьбу.
  • Эмоциональная стабильность – важнейший принцип воспитания без наказаний. Невротичный родитель, который заводится от детской истерики и начинает вести себя так же истерично – типичная воспитательная ошибка. Понятно, что сохранять спокойствие бывает очень трудно, но нужно работать над собой. В этом мудрость родителей, которая окупится сторицей. Трудно лишь в начале пути.

Воспитание без крика

Воспитание детей без криков и наказаний

Не всегда повышенный тон должен быть под запретом. Иногда это отличный способ дать понять малышу, что происходит нечто очень важное или опасное. Кроме того, ребенок должен понимать: родители – обычные люди, которые имеют право на эмоциональные всплески.

Другое дело, если крик стал нормой, стилем воспитания, если без него распоряжения родителей просто не выполняются. Тут уже явное педагогическое упущение. Такой крик – признак родительского бессилия, страха, усталости, раздражения. Это недопустимо.

Методы системы воспитания, основанной на отказе от наказаний и криков, просты:

  • умение договариваться с ребенком;
  • совместный поиск решения проблемных вопросов;
  • допущение негативных (не угрожающих жизни и здоровью) последствий неправильного поведения ребенка и их последующий анализ;
  • моделирование воспитательных ситуаций в совместной игре.

Родители, которые приняли решение о воспитании ребенка без криков и наказаний, должны понимать, что придется им на этом пути очень не легко. Гораздо проще решить проблему типичным образом: накричать, отобрать, отвесить подзатыльник, отшлепать, лишить сладкого или карманных денег.

Потребуется огромное терпение и постоянная работа над собой, чтобы выстроить здоровые крепкие конструктивные отношения внутри семьи. Доверие, постоянная готовность помочь, безусловная любовь и уважение друг к другу – вот питательная среда для развития счастливого, активного, доброжелательного ребенка. В ней просто не найдется места для негатива, криков, наказаний.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)