При рождении, у маленького ребенка уже сразу начинают включаться в работу рефлексы – это реакция ребенка на любые непохожие (в базе данных мозга, которая ничтожно мала с рождения) на уже пережитые им раздражители или возбудители. Сенсорное или рефлекторное воспитание у младенца начинается практически с первого дня рождения, когда он покидает лоно матери и попадает в неожиданно холодный и очень просторный мир, и, когда он впервые пробует неожиданно вкуснейшую теплоту из груди матери.

Надувная черепаха

Дитя уже начинает разделять мир на критерии: хорошее и плохое. Проходят дни недели, месяцы. У ребенка уже накапливается определенный опыт по принципу приятно – неприятно. Примерно в возрасте 3-3,5 месяцев, малышу уже понятна интонация речи окружающих людей. Не зная языка, он все воспринимает через сенсорное и интуитивное, ментальное общение. Здесь и начинается время игрушек.

Тематический материал:

Время игрушек

Яркие и громкие игрушки ребенок гораздо лучше запоминает – они являются раздражителями. Цветовыми и слуховыми. Но любознательность младенца безгранична, ему нужно попробовать эти раздражители «на зуб». Если игрушка вдруг окажется кислой или горькой, то ребенок запомнит, что это «кака», получив при этом хороший урок. И теперь все другие игрушки с похожим звуком и цветом будут подвергаться сомнению – этот опыт и последующие, развивает аналитическое (пока еще изначальное) мышление.

С первым таким опытом дитя начинает самообразовываться. Он уже осторожней пробует игрушки. А если игрушка сделает «больно», малыш это обязательно запомнит, переместив такой раздражитель в черный список своей базы данных. Поэтому, играя с младенцем до года, следует проверять все игрушки на наличие негативных раздражителей.

Начало сенсорного воспитания

Новый процесс, через игры, происходит у детей чаще всего после первых шагов, когда они начинают понимать разговорную речь и осмысливать некоторые поступки.

Примерно с трех лет у ребенка развивается осмысленное сравнение через ассоциации. С этого времени и начинается основное сенсорное воспитание детей посредством дидактической игры, где рефлекторное восприятие неразрывно сливается с ассоциативным мышлением.

Так как ассоциации ребенка довольно просты – например, треугольные предметы дитя уже начинает называть, в сравнительном образе, крышами, а квадратные фигуры – домиком и так далее.

Логопедические пособия

«Найди и сосчитай»

Все основные ассоциации ребенок, конечно, берет из общения с окружающим миром, где дидактические игры приносят безболезненный опыт о последовательности действий (правильных или неправильных), основанных на получаемом результате. К примеру, с мальчиком папа собирает модель самолета (пусть и простейшую), это обучение логической последовательности действий. Или мама с девочкой одевает в платья куклу (особенно если сшили сами) – такой пример дидактической игры с элементами образования, наиболее подходит к правильному воспитанию.

Тематические статьи:

На сегодняшний день, благодаря прогрессу дидактические (или обучающие) игрушки всё более усложняются, часто вводя ребенка в заблуждение, где его представления о мире часто приходят в тупик (кровожадный боец, к примеру, становится положительным героем, благодаря информации, полученной из современных мультфильмов) и тут ему требуется срочная помощь со стороны папы или мамы. И дети, разумеется, задают вопросы или смотрят на реакцию взрослых в такие моменты.

Ни в коем случае не стоит отмахиваться от малыша! Необходимо помочь маленькому человечку разобраться, где — правда, а где — вымысел. К сожалению так не часто поступают родители, не считая это опасным для ребенка.

Дошкольное сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание детей при помощи дидактических игрЭтот этап в развитии ребенка в возрасте 5-6 лет, где дидактические игры имеют уже главенствующую роль. Это развивающие игры, где дитя получает самообразование, при самостоятельном прохождении этапов игр. К таким играм можно отнести любые развивающие игры, где ребенок выполняет сценарии, аналогично происходящие в окружающем мире. Взять, к примеру, конструкторские игры, где мальчик (и девочки тоже) из маленьких сегментов собирают здание или какой-нибудь механизм.

Аналогично у девочек – детская посуда, где происходит процесс подражания маме в приготовлении пищи и насыщения своих домашних (их роль играют обычно куклы), и затем девочка «моет посуду» или назначает одну из кукол это делать «обучая». Сам процесс игры вызывает развитие фантазии ребенка, где он естественно копирует своих маму и папу. Роль родителей в таких играх в качестве оценивающей стороны или, еще лучше, участника – весьма необходима!

Дидактические игры

Детям очень важно получать оценку и они всегда стремятся иметь именно положительную оценку, особенно родительскую, наиболее авторитетную в их мнении. Ради этого дети с большим энтузиазмом включают и свой небольшой опыт, и свои способности, незаметно для себя, развивая их. А родителям важно понимать одну вещь – самое важнейшее воспитание у детей именно в дошкольном возрасте! Желаю вам правильно дать воспитание своему малышу!

Примечание для родителей:
διδακτικός (греч.)— поучающий, обучающий
Sensor (англ.) – датчик, чувствительный

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 4.3 из 5)