Воспитание – воздействие в целях формирования характера, привычек, поведения. Этот процесс представляет собой отношения, в которых есть как объекты, так и субъекты. В качестве участников выступают, с одной стороны, родители или педагоги, с другой – дети. Они обладают определенными полномочиями и правами.

Счастливая семья

Объектом воспитательных отношений является дитя, как единица, на которую направлена активность воспитательного процесса. Другими словами, это тот, кого конкретно воспитывают. Личность ребенка очень важна для семьи и общества.

Рекомендуем к прочтению:

Субъект воспитания

Воспитанник выступает активно участвующим в процессе индивидом, имеющим специфичное сознание происходящего, свои интересы и убеждения. Воспитатель, которым, как правило, является родитель или педагог, имеет определенный перечень полномочий, направленных на обучение и развитие малыша:

  • партнерство;
  • сотрудничество;
  • наставничество.

Партнерство. Здесь очень важно обеспечить равенство сторон в достижении единой цели: формирование уверенного в себе и успешного члена общества.

Сотрудничество подразумевает признание воспитателем прав и свобод подопечного. Это возможно только при создании дружеской атмосферы, располагающей к доверию и контакту.

Наставничество подразумевает собой прямое или косвенное вмешательство воспитателя в жизнь своего подопечного. Главной задачей является вовлечение в воспитательный процесс и ненавязчивое направление в нужную сторону.

Дети моют посуду

Дети могут проявлять себя в различных аспектах:

  • принимать воспитателя как наставника, иметь уважение к нему;
  • быть активным;
  • проявлять самостоятельность;
  • выражать и отстаивать свое мнение;
  • проявлять себя как личность и выражать достоинство.

Степень проявления себя как активного участника воспитательного процесса зависит от возраста.

Дети в качестве объекта

Выступая объектом в осуществлении воспитательских целей, дети: груднички, дошкольники и школьники подвергаются воздействию родителей или педагогов, от которых они получают определенную информацию, необходимую им в процессе развития. Личность чада рассматривается в различных аспектах в зависимости от его возраста. Этот фактор влияет на выбор методов в зависимости от психофизиологического развития и состояния воспитанника.

Отец играет с сыном

Являясь объектом воспитания, малыш не должны становиться предметом осуществления полномочий взрослых. Нужно помнить о том, что каждый имеет, в свою очередь, права, которые может и должен реализовывать. При неукоснительном подчинении и безынициативном участии в воспитательном процессе малыш становится замкнутым, скрытным, неспособным самостоятельно мыслить, выражать и проявлять себя как полноправный член общества.

Схема - ребенок в качестве объекта воспитания

Соотношение личности и воспитания

Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, есть некоторые границы их возможностей в определенном возрасте: умение понимать слова, интонацию, просьбы, читать и писать. Ориентация в этих закономерностях помогает соотносить возможные меры воздействия со способностями.

Последствия влияния родителей и педагогов могут проявляться в ускорении или торможении развития.

Результат влияния зависит от выбранного подхода. Если он определен неправильно, то развитие может остановиться, находясь на одном уровне с ходом воспитания. При неправомерном и необоснованно завышенном уровне воздействия активность снижается до уровня безынициативности и замкнутости.

Чем ответственнее родитель и талантливее педагог, и чем глубже они заинтересованы в результате, тем более дети наделены субъективной значимостью. Если подрастающее поколение для них — не только часть воспитательного процесса, но и отдельный полноправный субъект с ярко выраженной личностью и правом выражать инициативу в любых ее проявлениях – тем лучше будет результат. Полноценная человеческая личность должна быть целью для воспитателя.

Совершенствуясь с нравственной и творческой сторон, дитя становится индивидуальностью. Воспитывать – значит, воздействовать на подсознание и координировать поведение методами запретов и дозволений. Как объект и субъект маленький человек выступает в зависимости от занятых им позиций во взаимоотношениях со взрослыми (педагогами или родителями).