Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок научился читать как можно раньше. Хорошо, если эта мечта связана не с банальным желанием похвастаться перед знакомыми, а стремлением открыть перед малышом удивительный мир детской, а потом и художественной литературы.

Когда начинать обучение

Легче всего научить кроху читать, когда ему исполнится 5 лет. В это время мозг дошкольника уже достаточно созревает для освоения знаковых систем, к которым относятся буквы, цифры и ноты. Более раннее обучение может навредить детской психике, привести к гиперактивности и повышенной возбудимости, предупреждают неврологи. Кроме того, это может отразиться и на зрении ребёнка.

Если вы всё-таки решили научить своё сокровище читать, убедитесь, что оно действительно к этому готово:

  • кроха использует в своей речи связные предложения;
  • различает звуки в словах, без труда их выговаривает;
  • ориентируется, где право, где лево, понимает простейшие инструкции.

Ни в коем случае не пытайтесь научить ребёнка читать насильно, тем более с применением физических наказаний.

Даже если малышу уже скоро 7 лет, и на носу школа, не бойтесь, что он будет отставать от своих читающих сверстников. Неправильный подход и принуждение может сделать кроху озлобленным и неуверенным в своих силах.

Чаще всего чтение увлекает детей из тех семей, где хотя бы один из родителей сам любит книги. Если же, ни у кого из членов семьи чтение не входит в круг интересов, малютке будет сложно объяснить, что книги – это полезно и интересно.

Что значит уметь читать?

Не каждый взрослый сможет сходу ответить на этот простой вопрос. Ведь умение читать – это не знание букв, не складывание слогов, и даже не запоминание слов и предложений.

Прежде всего – это осмысленное восприятие и понимание текста.

Разбираемся в методиках

Существует огромное количество авторских методик, которые несложно применить в домашних условиях. Некоторые из них обещают научить ребёнка читать чуть ли не с 1-2 лет. Но в корне все они основываются на двух подходах:

  1. фонетический – где дети вначале познают звуки, а затем учатся их складывать в слоги и слова;
  2. лингвистический – с раннего возраста крохам показывают простые знакомые слова, которые они усваивают при помощи зрительной памяти (карточки Домана).

Известная многим методика Зайцева предлагает научить ребёнка читать при помощи слогов. В игровой форме он запоминает склады, изображённые на кубиках, а затем учится составлять из них слова.

Так или иначе, но звукобуквенный (фонетический) метод является самым эффективным. Следуя важному педагогическому принципу «от простого – к сложному» малыш вначале воспринимает звуки, а потом соотносит их со знаками и складывает в слоги.

Чтение начинается с букваря

Теперь определимся с пособием, по которому будем дома проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Вначале малышу необходимо запомнить, как читаются гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. При этом важно произносить не название буквы «эН», а её звук «н». Иначе дитя запутается и переучить его будет сложно.

Качественно проиллюстрированный материал Жуковой позволяет легко и доступно объяснить ребёнку 4-7 лет, как происходит формирование слога.

Возьмём для примера с.18 из букваря.

— Назови первую букву – просит родитель.

— «Х»,- отвечает малыш.

— К какой букве бежит «Х»?

— К букве «А».

— Выходит: Х-х-х-А. Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Никогда не произносите звуки в слоге отдельно друг от друга! Например, «Н» и «О» будет «НО». Такой способ может надолго затянуть процесс обучения. Приучайте кроху читать слоги нараспев: Н-н-н-о.

Что советуют логопеды

Как научить ребёнка читать, и какие ошибки чаще всего допускают родители? Вот, что говорят специалисты.

Если вашему малышу около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) — не торопитесь. Отложите занятия, пока ему не исполнится 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и кроха осилит эту науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале нужно знакомить со слогами, где две гласные (ау), потом — где, звонкая согласная с гласной (ба, ро, мы), напоследок остаются слоги с шипящими и глухими (та, хе, ши) и пары гласная-согласная (ам, ер, ун).

Освоив слоги, можно начинать чтение простейших слов: ма-ма, мы-ло, ра-ма.

Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного.

Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, и проверяйте, как он усваивает прочитанное.

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

Перед нами текст «На лугу». Произносим слоги нараспев: «Вот (пауза) лу-жок (пауза). Тут (пауза) бро-дит (пауза) со-ба-ка (пауза) Дру-жок.» и т. д. После чтения спрашиваем ребёнка: «О чём текст? Где бродит собака? Как её зовут?».

Если ребёнку сложно сразу ответить, позволяем ему найти ответ в тексте.

Длительность первых занятий дошкольников 4-5 лет не должна превышать 15 минут, потом их можно увеличить до получаса.

Дети 5-7 ещё быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Можно использовать раскраски с их изображением, так дошкольник и отдохнёт, и моторику потренирует.

От слогового чтения — к беглому

Если малыш уже умеет читать по слогам, научить его беглому чтению совсем несложно даже в домашних условиях.

Вначале прочитайте предложение и попросите кроху его повторить. Затем проделайте то же самое, увеличив количество предложений до 3 и более. Не забывайте во время упражнения исправлять интонацию крохи, напоминайте про логические паузы.

Также можно подобрать текст, в котором вместо некоторых слов картинки. Их можно купить или распечатать дома. Если малыш и с такими текстами справляется, пусть в текстах не будет картинок и недостающие слова, он вставляет, ориентируясь на смысл предложения.

Обучить ребёнка чему-либо легко, когда он занимается с удовольствием, поэтому старайтесь преподносить ему материал так, чтобы было действительно интересно. И не важно, пользуетесь ли вы какими-либо методиками. Проявите фантазию и откройте собственный способ обучения. Ведь никто, кроме вас, не знает, что интересно вашему малышу.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 5 из 5)