Умение выражать свои мысли, поддерживать разговор, анализировать информацию и другие коммуникативные качества высоко ценятся обществом и помогают человеку быть успешным. Именно поэтому родители очень переживают, если их чадо тяжело усваивает родной язык, и начинают задаваться вопросом: «Как учить ребёнка говорить?».  Было бы правильнее подумать об этом не в 3 или 4 года, когда отставание в речи уже явное и требует срочных действий, а в тот момент, когда малыш едва появился на свет. А может быть и раньше…

Мама читает книгу маленькому сыну

От рождения до 3 лет

Этот период является самым благодатным для освоения языка. Но без помощи родителей развитие речи может затормозиться или вовсе остановиться. Что нужно знать взрослым, чтобы помочь малышу быстрее заговорить?

До 6 месяцев

Первые «разговоры» младенца (гуление, лепет) нужно всячески поощрять. Когда грудничок хочет пообщаться, бросаем всё и поддерживаем разговор. Произнося звуки вместе с ним, старайтесь, чтобы карапуз видел ваше лицо, движения губ и языка. Вначале просто повторяем за ним звуки и сочетания, затем вставляем новые.

Все свои действия комментируем спокойным ласковым тоном. И ничего, что младенец совсем мал, к концу полугодия он будет понимать многие слова.

Массаж, одевание, купание, кормление сопровождаем потешками и стишками. Они не только развлекают карапуза. С их помощью грудничок буквально «впитывает» язык.

Некоторые исследования показали, что «беседы» с малышом на последних сроках беременности способствуют лучшему развитию его речи после рождения. Также хорошо петь, читать вслух, включать классическую музыку.

До года

Учим простым словам: названиям игрушек и частей тела, здороваться и прощаться, имитировать звуки животных.

Как? Многократное повторение, разглядывание картинок, комментирование действий, манипуляции с игрушками. Малютки от 6 месяцев до года охотно повторяют звуки и слова за взрослыми, главное, чтобы работа было организована в игровой форме.

Карапузам до 1,5 лет нужно громко и чётко проговаривать изучаемые слова. Утрированно открывая рот, вы наглядно показываете работу органов речи.

Близкий по теме материал:

Второй год

Работаем над пополнением словарного запаса, учим фразовой речи. Для этого используйте знакомые крохе названия предметов в сочетании с глаголом или прилагательным. Например, во время прогулки: «Кто это? (ребёнок ответит «ав-ав»). Правильно, собака. Что делает собака? Собака лежит. Какая собака? Собака большая). Или: «Дай мячик. Мячик круглый. Смотри, мячик прыгает».

Не забывайте знакомить с названиями цветов и форм, используйте тематические наборы карточек (одежда, фрукты, животные и др.). Дети второго года любят подолгу их разглядывать, и вопросительным «Ы?» просить назвать изображенное.

Карточки с изображением животных

Чтобы органы речи слушались кроху, можно уже в этом возрасте начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Для этого сядьте с чадом перед зеркалом и покажите, как работает язычок, как можно широко открыть ротик, где у малыша зубки. К концу второго года детки вполне способны повторить некоторые движения за мамой.

Рекомендуем:

Третий год

Если развитие ребёнка происходит планомерно и правильно, на третьем году жизни он имеет достаточный словарный запас (100 — 300 слов), складывает простые предложения.

Чтобы помочь крохе быстрее усвоить язык, рассматривайте картинки и иллюстрации. Составляйте по ним простые предложения. Многие родители упускают из виду синонимы. Например, «машина едет», а также мчится, передвигается, направляется. То же и с прилагательными – яблоко круглое, кислое, красное, зрелое.

Учите противопоставлениям. Птица летает, а змея ползает.

К концу третьего года активный период обучения речи завершается. В последующие годы дитя будет лишь дополнять и совершенствовать ту языковую базу, которую приобрел до 3 лет.

 Если в этом возрасте дошколенок так и не заговорил, или делает это плохо, родителям лучше не терять время и проконсультироваться по данному вопросу с невропатологом, логопедом и психологом.

Как «разговорить» дитя 4-5 лет

Работа по развитию речи с дошколятами 4-5 лет планируется индивидуально в зависимости от того, насколько сформирован навык говорения и что нужно «подтянуть».

Основные проблемы этого возраста заключаются в нарушениях звукопроизношения, скудности словарного запаса и неправильном использовании значений слов, несоблюдении грамматических законов.

Тяжелее всего дошкольникам даются звуки букв «р», «л» и «ш». Сейчас это мешает им внятно выражаться, а в школьные годы может стать причиной ошибок на письме. Помочь справиться с этими буквами может логопед.

Что можно делать дома? Например, если кроха заменяет букву «л» на «в», поможет упражнение «Лошадка», в котором нужно цокать языком.

Правильно произносить букву «ш» научит «Чашечка» — упражнение, где кончик и боковые стороны языка приподнимаются вверх. Также попробуйте с ребёнком пошипеть, как змея.

Самой коварной из всех букв является «р». Для начала нужно показать, как двигаются органы речи при произношении звука. Можно попробовать для этого быстро произносить букву «д». Почувствовав, как должен вибрировать язык, малыш справится и с буквой «р».

Закрепить произношение помогут скороговорки и логопедические стишки.

«Мама» или «папа»?

Около 60% деток начинают говорить со слова «дай». Мамам тоже часто везёт. Услышать заветное «мама», можно уже к 7 месяцам. Осознанно, малыш позовет ту, которая больше всего с ним возится, лишь после года, а то и 1,5 лет.

Что же делать мужчинам, которые добывая деньги для семьи, не могут столько времени проводить с малышом? Как научить ребёнка говорить «папа»? Поможет мама! Играя с крошкой в прятки или «ку-ку», произносите: «Где папа?». Глава семьи вернулся с работы – акцентируем внимание карапуза: «Кто пришел? Папа!». Разглядываем фотографии и говорим: «Где папа? Вот папа!».

Папа с сыном играют в пальчиковые куклы

Самим же папам нужно постараться как можно чаще уделять внимания крохе. И маму немного освободите, и любовь дитя завоюете!

Родителям от логопедов: 7 важных правил

Чтобы маленький человечек правильно и внятно заговорил, прислушайтесь к советам логопедов и психологов. Они актуальны для деток любого возраста.

Станьте внимательным и чутким собеседником

Что бы ни болтало чадо, нужно проявлять живой интерес – удивляться, переспрашивать, выражать своё мнение. Внимательно слушая кроху, всегда можно его поправить, если слово употреблено не по значению или неправильно звучит. Только делать это нужно аккуратно, чтобы ненароком не обидеть и не отбить желание общаться.

Стимулируйте общение

Необходимо почаще вовлекать дошколёнка в диалог. Даже если мама знает, что карапуз хочет есть, стоит поинтересоваться, что бы он хотел на обед. Отвечая даже на такие простые вопросы, ребёнок привыкает пользоваться своей речью.

Читая по многу раз любимые стишки крошки, или напевая знакомую песенку, мама может как бы случайно забыть фразу или словечко. Рано или поздно малыш обязательно подскажет, где ошиблась мама.

Знакомьте с окружающим миром

Чем обширнее багаж знаний ребёнка и богаче его опыт, тем легче ему выразить свои мысли. Не стоит ждать, что ребёнок рано заговорит, если лес, пляж, животных, явления природы он видит только на картинках.

Мальчик впервые увидел овечку

Выбирайтесь даже в такие места, которые, казалось бы, ещё рано посещать таким малюткам, например, выставку или музей.

Приобщайте к художественной литературе

Чтобы разнообразить словарный запас карапуза, читайте ему книги. Делать это нужно, как только вы заметите, что малютка перестал их грызть и внимательно разглядывает картинки или даже слушает, что читает мама.

Подбирайте книги по возрасту. Детки до 1,5 – 2 лет лучше воспринимают короткие стихотворные тексты. Потом можно познакомиться со сказками. Яркие иллюстрации помогут развить образное мышление.

Изучайте специальную литературу

Книга М. А. ПоляковойНапример, отличным пособием может стать книга Марины Поляковой «Как правильно учить ребёнка говорить». В ней вы найдете информацию об устройстве речи в целом, этапах её развития, ранних признаках, свидетельствующих о нарушениях. Являясь практикующим логопедом, Полякова разработала собственную методику, которая помогает не только специалистам, но и родителям решить проблемы с речью ребёнка.

Книга поделена на главы, которые соответствуют возрастным периодам – первый год, от 1 до 3 лет, от 3 до 4 лет. Есть главы, которые посвящены работе с детьми, имеющими отклонения – заикание, дизартрия, алалия и др.

Следите за своей речью

Научить ребёнка хорошо говорить, невозможно, если родитель сам коверкает слова и звуки, имеет скудный словарный запас, не пользуется средствами выразительности.

С малышом нужно говорить чётко, размеренно, правильно проговаривая окончания. Если хочется обратить его внимание на новое слово или «трудную» букву, присядьте напротив него так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Так крохе будет проще проследить за артикуляцией.

Похожий материал:

Регулярно проводите занятия

Речь идет о непродолжительных (15-30 минут) и добровольных развивающих уроках, которые проводятся в игровой форме. В начале занятия нужно сделать крошке лёгкий массаж лица и «размять» артикуляционный аппарат при помощи гимнастики или скороговорок. Остальные упражнения подбирайте с учетом интересов и возраста чада. Будете ли вы разглядывать тематические картинки, учить стихотворение или обсуждать сказку – решать только вам. Главное, не давайте угаснуть познавательному интересу. Придумывайте новые игры, меняйте наглядные материалы. Как только пропадёт интерес, не будет и внимания, а значит, материал не усвоится.

Уроки логопеда

Что тормозит речь

Теперь о том, что делать нельзя. Все взрослые хотят, чтобы ребёнок заговорил рано, между тем многие даже не подозревают, что своими невинными на первый взгляд действиями, они сами же тормозят процесс развития речи.

  • Не сюсюкайте. Маленькие детки, как попугайчики повторяют всё за родителями. Чтобы карапуз говорил чётко и правильно, вы должны стать для него должным примером. И как бы ни хотелось, даже с двухмесячным грудничком, не употребляйте уменьшительно-ласкательных оборотов.
  • Не используйте в своей речи детские «словечки». Некоторым мамам кажется, что малыш скорее поймет своё «бибика» вместо «машина». Другие же забавляются исковерканными словами крохи, повторяя их при нём ради смеха. Всегда произносите слова чётко, хорошо проговаривая каждый звук, иначе малыш так и запомнит «абака» вместо «собака».
  • Не отзывайтесь на жестикуляцию крохи. Уже после года стоит отказаться от языка жестов, чтобы стимулировать ребёнка к говорению. Например, когда ребёнок что-то хочет, он показывает пальцем на предмет. Взрослым не стоит сразу торопиться его давать, а подождать немного, пока карапуз не попытается изъясниться словами.
  • Откажитесь от пустышки. Доказано, что детки, которых регулярно «успокаивали» с помощью этого предмета, начинают говорить позже сверстников. К тому же злоупотребление пустышкой приводит к неправильному формированию прикуса и проблемам с артикуляцией.

Похожий материал:

«Да» — мелкой моторике, «нет» — телевизору

Развитие головного мозга, мышления и умения говорить напрямую зависит от координации пальчиков ребёнка. Чем больше лепим, рисуем, откручиваем и «ковыряем», тем быстрее умеем говорить.

Не бойтесь красок и рассыпанной крупы. Как только карапуз научится сидеть, дайте ему тесто, восковые мелки, коробку с небольшими предметами и внимательно следите, чтобы все эти «сокровища» не попали в рот. Совсем скоро он поймёт правила игры, и вы вместе окунетесь в творческий процесс.

Развитие мелкой моторики

Теперь о телевизоре. Включенный «для фона», он серьезно тормозит развитие речи малютки. Вместо того чтобы говорить, малыш занят слушанием.

Готовых рецептов, которые помогут ребёнку быстро обрести речь, не бывает. Это долгий кропотливый путь, представляющий собой работу родителей не только над речью малыша, но в первую очередь – над собой. Запаситесь терпением, не пренебрегайте рекомендациями логопедов и педагогов, и результаты не заставят себя ждать.

А что делаете вы, чтобы «разговорить» свое чадо? Делитесь опытом в комментариях!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 5 из 5)