Мария Монтессори

Итальянка Мария Монтессори — женщина педагог, создательница методики.

Вопрос воспитания детей сегодня имеет огромное значение. Педагоги вместе с родителями ищут наиболее оптимальные условия развития личности маленького человека. В 90-х годах прошлого века широкое распространение по воспитанию получила методика Монтессори для детей.

Интересно, что сама методика была создана в 1900 году первой женщиной-педагогом Италии, Марией Монтессори. В основу воспитательного и обучающего подхода была положена идея развития малыша через сенсорное восприятие в условиях полной свободы.

Современные последователи метода уверены: каждый ребёнок уникален, а потому требует индивидуального подхода. Все дети очень разные. Кто-то любит активное движение и постоянное общение, а кто-то предпочитает обществу сверстников — философское одиночество. Разнятся у малышей и способы получения и обработки информации, что напрямую зависит от особенностей психики: кинестетики воспринимают мир иначе, чем, например, визуалы.

Суть системы

Слово «сам» лежит в основе развития и обучения детей по Монтессори. Принцип самостоятельности – главное отличие развивающей методики от привычных методов авторитарного воспитания. В классической педагогике именно взрослый руководит действиями детей с позиции собственного опыта, часто и привычно применяет систему запрета и навязывания информации.

Воспитание по системе Марии Монтессори имеет совершенно иные цели и руководствуется иными принципами. Взрослый следует за малышом, всего лишь помогая ему познавать окружающую действительность. Именно малыш выбирает, как, с какой скоростью и в какой последовательности ему изучать мир. Упор делается на сенсорику – всю совокупность органов чувств, и мелкую моторику. Так педагоги добиваются развития познавательной функции мозга. Не случайно говорят, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Тематический материал:

Малыш оказывается в уникальной ситуации постоянного успеха, чувствует себя счастливым, ведь он познает именно то, что ему интересно, и уверенным в собственных силах. Растет гармоничная позитивная всесторонне развитая личность.

Главные правила системы

Методика Марии МонтессориСледует выделить основные моменты. Воспитания детей по системе Монтессори основано на следующих принципах:

  • активная роль ребенка, вторичная роль взрослого;
  • отказ от авторитарного метода обучения: педагог воспринимается как помощник, а не строгий наставник;
  • полная свобода выбора объекта для исследования, способа и времени изучения;
  • самостоятельность в принятии решений;
  • специально созданная обучающая и развивающая среда;
  • естественно появляющийся интерес к предмету обучения;
  • следование природе самого малыша, индивидуальный подход к развитию конкретного малыша;
  • полное отсутствие критики, признание права ребенка на ошибку, уважение к принятым малышом решениям.

Применение таких принципов просто не оставляет малышу другого выбора, кроме как начать собственный путь к изучению мира в гармонии с ним и самим собой. Система построена так, что даже собственную ошибку малыш способен разглядеть и исправить сам, без навязывания со стороны взрослого.

Особая развивающая среда

Занятия по методике МонтессориСоздание особой развивающей и обучающей среды – один из базовых правил методики. Без этого развитие чада по системе Монтессори просто невозможно. Цвет, запах, прикосновение, звук, вкус – все эти органы в процессе обучения активны. Никаких абстрактных знаний, исключительно личный опыт.
Именно поэтому помещения для занятий всегда имеют пять зон интереса:

  1. обучение актуальным умениям, которые важны в повседневной жизни (завязывание шнурков, мытье рук или посуды, уборка, сервировка стола и пр);
  2. развитие сенсорики (работа с кубиками, пение, изучение свойств материалов и предметов);
  3. развитие математических навыков (цифры, порядковый счет, простейшие математические действия);
  4. развитие речи (расширение активного словаря, фонетика, строение слова, навыки письма);
  5. первичное знакомство со свойствами мира (элементы физики, анатомии, биологии, астрономии и т.д.).

Обучение никак не ограничивает свободу передвижения. Если ребенку надоело заниматься какой-то деятельностью, он может просто встать из-за стола, где другие ребятишки лепят что-то, и улечься на пол, взять книжку, поиграть с кубиками.

Педагоги включают в процесс любой предмет, который можно взять и исследовать, вплоть до предметов домашнего обихода. Баночка с крупой, кофейная ложечка, сито, скалка, сотейник – играя с тем, что ему интересно, малыш учится.

Роль взрослого

Развитие ребенка по методике Монтессори невозможно без участия взрослого. Именно он тонко и деликатно помогает малышу получать и анализировать информацию, делать выводы. Наблюдение позволяет педагогу понимать, куда лучше направить обучающий процесс, какой дидактический материал предложить малышу.

Не навязывая себя, педагог помогает справляться с той работой, которой занялся малыш. Его задача – открыто не заявлять о себе, но если маленький исследователь попадет в затруднительное положение и сам попросит о помощи – немедленно оказать ее.

Так методика Монтессори позволяет раскрывать индивидуальность каждого ребенка, раскрывать весь потенциал его природных дарований.

Скачать книгу

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)