Воспитать яркую, интеллектуально развитую, творческую личность – разве это не мечта современных родителей? Именно поэтому мамы и папы с рождения крохи начинают заниматься его развитием. Одна из самых популярных и эффективных методик раннего развития разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом и российским психологом Андреем Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко.

КД-домашние животные

Адаптированные карточки Домана для русских детей психологом А. Маниченко — «Домашние животные»

Доман еще в середине прошлого века успешно доказал, что самый продуктивный возраст для развития мозга малыша первые три года жизни. Причем начинать следует как можно раньше, буквально с первых дней жизни крохи. Интеллект, способность творчески и логически мыслить тренируются так же хорошо, как умение прыгать и бегать.

Тематический материал:

Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог, отец трех сыновей — Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.

Дикие животные

Фото карточек — «Дикие животные»

Основные принципы методики

Методика основана на нескольких принципах:

  • игровая форма обучения;
  • ограниченное несколькими минутами время «уроков»;
  • выбор оптимального для малыша времени обучения;
  • активное движение;
  • позитивный настрой.

Отличие от традиционной системы обучения огромное, но результаты – просто колоссальные. Ребенок, с которым начинают регулярно заниматься в шесть месяцев, уже к двум-трем годам читает, причем без всякого напряжения и стрессов.

Фантастически развивается память. Счет и работа с большими числами не вызывают никаких затруднений и выполняются автоматически.

Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог, в роли которого чаще всего выступает мама, показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий.

Овощи, фрукты, ягоды

Карточки — «Овощи, ягоды, фрукты»

Особенность в том, что никакого свойственного традиционному обучению «закрепления» материала не просиходит: показав набор карточек, мама в течение месяца не возвращается к нему, работая с другими карточками. Весь материал разделен на серии по десять карточек.

Что развиваем?

Постепенно помимо названия предметов ребенок получает дополнительные факты о них: для чего предназначены, откуда берутся, аккумулируя огромное количество информации об окружающей среде. Малыш в буквальном смысле получает энциклопедические познания, развивает фотографическую память и навыки скорочтения, умение запоминать и сопоставлять мельчайшие детали.

Направления развития по методике Домана-Маниченко охватывают практически все образовательные сферы:

  • развивается активная и пассивная речь, умение строить фразы;
  • появляются представления об окружающей среде: серии карточек описывают профессии, транспорт, растения, продукты питания и т.д.;
  • развивается логика, мышление: малыш изучает математику, осваивает счет, решает простые задачки;
  • стимулируется развитие творческого воображения;
  • происходит быстрое и естественное обучение чтению.

Очень хорошо действует на развитие мозга оригинальный прием: для совсем маленьких детей до года слова или цифры пишутся на белой карточке красным цветом. Ученые уверены: именно этот цвет способен привлечь внимание малыша лучше всего и великолепно развивает зрительные центры мозга.

Индивидуальный ритм

Очень важно выдерживать рекомендованный для разных возрастных групп ритм и интенсивность занятий.

  1. Так, детям от трех до двенадцати месяцев карточки демонстрируются очень быстро, постоянно появляются незнакомые слова, а количество занятий в день должно быть как можно больше.
  2. С ребятами от годика до полутора лет нужно заниматься только по их желанию. Как только пропал интерес или настроение, урок следует немедленно прекратить. Работая с карточками, необходимо произносить не слова, а словосочетания.
  3. Следующая возрастная группа – от полутора до двух с половиной лет. Теперь нужно замедлить интенсивность ввода новых слов, а еще работать с теми словами, которые вызывают у малыша интерес и симпатию. Словосочетания должны сменить законченные фразы – предложения.
  4. От двух с половиной до четырех лет начинается работа со сложными словами. Темп восприятия новой информации снижается, и эту особенность следует учитывать.

Изучая математику, биологию, химию, ребенок получает знания так же легко и весело. Однако мама, если она проводит обучение, должна внимательно следить за состоянием маленького ученика. Если он приболел, устал, не в настроении, никаких «уроков» с ним проводить не нужно.

Не стоит и излишне нагружать ребенка информацией. Есть дети, которые радуются седьмому-двенадцатому циклу карточек, а есть такие, кто устает уже на пятом. Поэтому лучше выбрать индивидуальный ритм занятий, который будет подходить именно вашему малышу.

Птицы

Фото — «Птицы»

По этой же причине не нужно «наверстывать упущенное» вечерами, если  утром не получилось провести столько занятий, сколько запланировано. Ничего хорошего для усталого ребенка это не принесет. Занимайтесь с крохой терпеливо, с любовью и лаской, и положительный эффект обязательно появятся, ведь вышеописанная методика дает фантастические результаты.

Видео уроки по методике Домана (28 занятий)



  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(11 голосов, в среднем: 4.3 из 5)