фото - Masaru Ibuka

Основатель компании Sony, автор книги «После трёх уже поздно»

Об уникальной методике раннего развития Масару Ибука сегодня слышали все. Тысячи родителей по всему миру не только прочитали книгу знаменитого японца «После трех уже поздно», но и успешно применили ее положения на практике.

Их дети разительно отличаются от своих сверстников: они свободно говорят как минимум на двух иностранных языках, создают великолепные картины, играют на музыкальных инструментах, пишут музыку, уверенно катаются на роликах, плавают и отлично чувствуют себя в любой обстановке.

Когда в нашей стране молодым родителям все еще дарили произведение американского педиатра Бенджамина Спока, весь мир уже зачитывался удивительной работой японского инженера — Масару Ибука и его книгой «После трех уже поздно».

Удивительно то, как человек, не имеющий никакого отношения ни к педагогике, ни к психологии, ни к педиатрии, сумел придумать совершенную систему эффективного гармоничного воспитания и развития маленьких детей.

Основные положения теории

Книга «После трех уже поздно»Масару Ибука убежден: в течение трех лет с момента рождения мозг малыша развивается наиболее интенсивно. Именно в этот период можно наполнить кладовую разума всем тем, что послужит основой дальнейшего творческого, интеллектуального, физического, эмоционального развития личности.

Мозг в этот период похож на мощный компьютер: до восьмидесяти процентов всего объема нейронных связей образуется именно до трехлетнего возраста, причем половина созревает уже к первому полугодию жизни.

Если пропустить этот фантастический период, наверстать упущенное будет невозможно: вырастить гения не получится. К примеру, если учить японскому детей и взрослых, то через месяц обучения трехлетние крохи начнут довольно свободно говорить, дети школьного возраста (семи- и восьмилетки) освоят процентов двадцать учебного материала, взрослые же остановятся в лучшем случае на заучивании нескольких фраз.

К слову, именно изучение языка Масару Ибука считает самым нужным и полезным занятием. Маленький ребенок способен без труда усвоить несколько языков: это естественно для него. Дело в том, что мозг в раннем возрасте не делит задачи на сложные и простые, для него нет искусственных преград, страхов, свойственных более старшему возрасту. Любая информация быстро и органично усваивается, причем «перекормить» мозг интеллектуальной пищей, навредить ему просто невозможно: не позволит естественный защитный механизм.

Тематический материал:

Как применить теорию

Родителям следует обратить внимание не на сложность информации для изучения и развития, а на форму ее подачи в соответствии с интересами и потребностями малыша.

Объем и разносторонность информации может быть бесконечной, контролируют её только родители. Главное – не набор генов, данный от рождения, а среда и окружение.

Задача, которая стоит перед мамой и папой, вовсе не сводится к тому, чтобы вырастить гениального ученого, музыканта, спортсмена, художника. Но в то же время именно от родителей зависит, разовьется ли индивидуальная одаренность малыша в той или иной области, получит ли талант возможности для развития.

Особенности восприятия информации крохой до трехлетнего возраста ясно показывают, как заниматься:

  • запомнится лишь то, что интересно маленькому человеку. Именно интерес лежит в основе познавательной активности, а потому его нужно пробуждать. Как? Яркими игрушками, качественным дидактическим материалом. Чтобы начать рисовать, нужны краски и карандаши. Чтоб научиться считать – визуальное представление о цифрах. Чтобы играть на скрипке – инструмент;
  • ребенок очень чувствителен к ритму. Эту особенность нужно использовать для изучения иностранного языка. Можно, например, пропевать слова на иностранном языке – так они запоминаются очень легко;
  • получая удовольствие, ребенок обязательно получит положительный результат, поэтому нужно делать все, чтобы происходящее нравилось малышу. Ему важен не столько результат, сколько процесс, поэтому роль родителей сводится к тому, чтобы показать КАК, а затем не мешать;
  • русская пословица «Повторение – мать учения» отлично сочетается с методикой Ибуки: чем чаще повторять материал, тем лучше он усвоится. Младенец способен выучить сложное музыкальное произведение уже к полугоду, если регулярно будет слышать его. Ребенок в два года может декламировать поэмы и наизусть рассказывать сказки, которые ежедневно читала ему мама;
  • важное значение имеет двигательная активность крохи. С ним нужно с младенчества заниматься плаванием, как только начнет ходить – поставить на коньки. Длительные прогулки обязательны: они симулируют интеллект.

Значимые моменты методики Масару Ибука

Важно отметить важные с точки зрения практического применения методики моменты.

  1. Первый – это допустимость физического наказания. Родителям следует проявлять твердость и даже строгость, постепенно «отпуская вожжи», чтобы малыш ощутил уважение к себе в тот момент, когда он начал развиваться. Ребенок обязательно должен чувствовать в родителях уверенность.
  2. Второй – важность физического контакта с матерью. Ребенка следует почаще брать на руки, баюкать, прижимать к себе, нет ничего страшного в том, чтобы позволять крохе находиться в родительской кровати. Все это помогает ему чувствовать себя любимым (вспомним ярого противника такой близости – Спока с его кормлением по часам и жестким ограничением тактильных контактов).

Если резюмировать, то суть теории Масару Ибуки сводится к тому, чтобы подарить малышу безграничные возможности для развития, вырастить свободного и счастливого человека.

Видео отзыв Татьяны Козловой