«Он у нас гуманитарий» — оправдываются мама с папой за ребёнка, испытывающего трудности с изучением математики. Но как родителям привить любовь к этой науке, если они сами считают её неинтересной и скучной? Венгерский учёный-педагог в корне опроверг привычный всем стереотип о техниках и гуманитариях, создав собственную систему раннего обучения. Основным её элементом выступают логические блоки Дьенеша. Не отделяя математику от творчества, они помогают освоить абстрактные понятия и развить основные психологические процессы в увлекательных играх, которые заинтересуют даже взрослых.

Познание через фигуры

Блоки Дьенеша часто называют кубиками. Но это не обычный конструктор. В наборе, состоящем из 48 деревянных или пластиковых элементов, нет даже двух одинаковых блоков. Каждый из них различается по форме, цвету, размеру или толщине.

Такие свойства кубиков позволяют им быть многофункциональным средством для понимания основных логических операций (сравнение, классификация, обобщение и др.), формируют навыки моделирования, способствуют проявлению фантазии и воображения.

Тематические статьи:

«Вхождение» в математику осуществляется постепенно в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями крохи. Блоки Дьенеша для самых маленьких, применяющиеся на первых занятиях, подбираются с одним общим признаком, потом с двумя и т. д. Деткам постарше понравятся более сложные операции и игры, которые отражены в специальных альбомах и методичках.

Для дошколят от 5 лет можно найти рекомендации по применению блоков в разработке Столяр «Давайте поиграем».

Условно можно выделить следующие последовательные цели методики:

  • научить выделять свойства;
  • сравнивать объекты по выявленным свойствам;
  • классифицировать и обобщать признаки объектов;
  • понимание языка символов и связанных с ним операций.

Ещё больше игр

Наряду с блоками Дьенеша, можно использовать пособие «Давайте вместе поиграем», которое продолжает и углубляет работу по методике. В него входят:

  • карточки с условными изображениями признаков фигур или отрицанием их свойств, 11 подтверждающих признак (круглый), и 11 – отрицающих (не красный). Помогают в освоении таких абстрактных для детей понятий, как знаки.
  • 9 групп фигур, каждая из которых состоит из 24 штук;
  • логические кубики – 5 с обозначениями свойств и один с цифрами, формируют у ребёнка такие навыки, как кодирование и декодирование.

Используя вместе с комплектом карточек логические блоки, можно составить около 20 различных сюжетов игры. Вот лишь некоторые из них.

Игра «В магазине»

В наборе также имеются листы, с нарисованными игрушками из игровых фигур. Малышу даются «деньги» (блоки), на которые он может приобрести себе игрушки. Но сделать это можно таким образом, чтобы у имеющегося блока и фигур на изображении был хотя бы один общий признак. К примеру, за красный треугольник можно приобрести домик или зверюшку с треугольными ушами.

«Логический поезд»

В приложении даётся несколько поездов, каждый имеет свой цвет, присвоенный номер и четыре вагончика. Дети кладут над своими вагонами карточки, с указанным алгоритмом изменения признаков фигур и подбирают соответствующие блоки. Например, если можно поменять форму и цвет, то красный круглый груз станет жёлтым квадратным.

Среди листов с заданиями в наборе «Давайте вместе поиграем» есть и такие, которые представляют собой алгоритмы. С ними можно играть в «архитекторов», создавая проект детской площадки или нарядить по схеме ёлочку.

Как играть с логическими блоками

Возрастной диапазон использования игрового пособия довольно широк (2-8 лет), поэтому игры и упражнения отличаются по степени сложности.

Не начинайте первые занятия, не предоставив ребёнку возможность как следует познакомиться с кубиками. Пусть он их вначале трогает, складывает, и лишь потом приступайте к изучению свойств предложенных фигур.

Игры с 2 лет

Блоки Дьенеша для самых маленьких – это первая ступенька малышей на пути к познанию математики. В простейших играх крошки осваивают основные свойства блоков и учатся оперировать понятиями «такой же», «не такой».

«Отыщи фигурки»

Попросите малыша выбрать все кубики по одному свойству. Например, «Дай мне, пожалуйста, все фигуры такой же формы, как эта (треугольная), как называется эта фигура?»

Аналогичным образом строятся игры на поиск блоков, не соответствующих признаку. Например, «Выбери все кубики, которые не такие как эта по цвету. Как называется этот цвет?»

Развиваем память

Перед малышом лежит несколько деталей конструктора. После того как он на них внимательно посмотрит, уберите одну или измените их последовательность, и предложите крошке вспомнить, как было.

«Угадай-ка»

Попросите ребёнка определить форму или размер блоков на ощупь в мешочке.

«Убери лишнее»

Выберите две фигуры, которые будут отличать друг от друга по одному признаку (большой красный треугольник, большой красный круг), третья фигура пусть имеет лишь одно общее с ними свойство (большой жёлтый квадрат). Предложите угадать, какой блок лишний.

В усложнённом варианте игры уменьшайте число общих признаков до одного, просите объяснить свой выбор.

Игры с 4–5 лет

Возраст для детей – понятие условное, т. к. все зависит сугубо от индивидуальных качеств дошкольника. Предложенное задание должно быть выполнимым, но достаточно сложным, чтобы не угас познавательный интерес.

«Домино»

Понадобится минимум два игрока. Заранее оговариваются условия, по какому признаку выбирать фигуры для хода. Например, только тонкие или только квадратные. Остальные правила как в классическом варианте игры в домино.

«Доложи ряд»

Первый ряд выкладывает ведущий. Игроки определяют для себя один признак и докладывают по очереди свой ряд, подбирая блоки в соответствии с предыдущим.

Например, первый ряд: жёлтый круг, красный квадрат, синий треугольник; второй ряд меняется по цвету: красный круг, синий квадрат, жёлтый треугольник и т. д.

«Найди сокровище»

Перед малышом лежит цепочка из 8 кубиков, под одним из них кладём условное сокровище. Найти его можно только при помощи наводящих вопросов, которые исключают или подтверждают одно свойство. Например,

— Это красный блок?

— Нет.

— Это толстый блок?

— Да.

— Может это треугольный блок? И т. д.

«Сортировка»

Убирая кубики после игры, разделите с малышом работу: он собирает все красные и большие, например, а вы остальные.

Разноцветный весёлый счёт

Кроме блоков Дьенеша, необычным и полезным игровым материалом являются палочки Кюизенера. С их помощью развивается моторика, память и логика, происходит познание основ геометрии, быстрее усваивается состав числа и математические действия с ними.

Обычно в набор палочек Кюизенера входит 241 элемент из дерева или пластика. В упрощённых вариантах предлагается 119 и 144 палочки.

Различаясь по длине (1–10 см), каждая из них окрашена в «свой» цвет. Он также подобран неслучайно. В зависимости от того, к какому оттенку относятся палочки, числа, которые они обозначают, характеризуются определенными свойствами. Например, к «красному семейству» подходят числа, делящиеся на 2. Таким образом ребёнок ориентируется в числовом значении палочки по её цвету и длине.

Тематический материал:

Предназначены палочки Кюизенера для дошкольников 3 – 7 лет.

Как работает счётный материал

Игры и упражнения с пособием Кюизенера разделены по блокам, в зависимости от выполняемых педагогических целей.

Знакомство с палочками

Попросите малыша показать самую короткую и самую длинную палочку. Затем предложите отыскать такую же деталь, как у вас. Постройте схематичный рисунок из палочек и предложите крохе назвать использованные цвета.

Запоминание цветов

Пусть дошколёнок сложит из палочек Кюизенера два треугольника, один из синих, другой — из жёлтых элементов и сравнит их размеры.

Выложите в ряд несколько палочек, а когда малыш их разглядит, незаметно уберите одну или измените порядок, и попросите дитя вспомнить, как было.

Измеряем и сравниваем

Задания: найти деталь, которая будет короче коричневой, но длиннее красной; сложить из палочек дорожку, равную длине жёлтой; измерить палочкой длину книги; определить на ощупь два одинаковых элемента и т. д.

Строим по схеме

Дайте ребёнку нарисованный или распечатанный шаблон рисунка из палочек Кюизенера и попросите выложить его по образцу.

Запоминание состава числа

Начиная с самых маленьких деталей, предложите малышу выложить их длины всеми возможными вариантами. Складывая суммы, ребёнок быстрее освоит состав числа.

Можно сэкономить

Если математикой с ребёнком заниматься хочется, а купить развивающие пособия нет возможности, можно их сделать своими руками.

Палочки Кюизенера вполне может вырезать из дерева папа. Останется лишь покрасить их в нужные цвета. Возможно, быстрее самоделку выполнит мама из цветного картона. Такие палочки лучше обклеить скотчем для надёжности.

Некоторые родители, изготавливая элементы методики Кюизенера своими руками, подписывают их подсказками в виде числового значения. Этого делать не рекомендуется. Лучше наклейте с обратной стороны магниты, чтобы малыш мог играть с ними на доске или холодильнике.

Ребёнку будет удобнее, если картонные аналоги палочек Кюизенера будут несколько большего размера, чем заводские. Например, шириной 2 см и длиной 2–20 см.

Блоки Дьенеша выполнить самостоятельно из дерева не так легко. Поэтому проще и дешевле всего сделать бумажные копии кубиков. Единственным их минусом станет отсутствие такого признака, как толщина.

Набор «Давайте вместе поиграем», в который входят лишь плоские элементы, можно распечатать на принтере и покрыть скотчем.

Логические блоки Дьенеша, как и цветные палочки Кюизенера, можно смело назвать «играми на вырост». Но чтобы они не наскучили малышу и действительно приносили пользу, родителям нужно контролировать и направлять процесс игры, усложняя задания от занятия к занятию.

comments powered by HyperComments
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(13 голосов, в среднем: 4.8 из 5)