Культура поведения

Период дошкольного детства – самое важное время в жизни малыша. Он познает мир, учится выражать свои мысли, общаться с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Если навыки общения, поведения в семье и обществе будут сформированы правильно, то дальнейшая школьная и взрослая жизнь ребенка будет счастливой и успешной.

Именно в детском возрасте закладываются важнейшие общечеловеческие нравственные качества. Если дошколенка не научить нормам социального поведения, не воспитать уважение к другому человеку, скромность, сдержанность, то исправить воспитательные огрехи будет просто невозможно. Именно поэтому воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста – самая важная задача, решать которую родители должны совместно с педагогами дошкольных учреждений.

Поведение в быту

[ads1]

Элементарные навыки культуры поведения в быту родители формируют довольно просто. Чистые руки и лицо, опрятная одежда, прибранная постель не вызывают вопросов. Со временем список становится больше. Так, к пяти годам должны быть полностью сформированы и другие навыки:

  • убирать за собой игрушки, книги и другие предметы, которые использовались во время игры или творческого занятия;
  • беречь книжки, игрушки, вещи;
  • ухаживать за одеждой и обувью: вытирать ножки после прогулки, аккуратно ставить обувь в прихожей, складывать или развешивать одежду;
  • пользоваться всеми формулами вежливости, принятыми между людьми: здороваться, прощаться, знакомиться;
  • пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и платком.

Требования, предъявляемые малышу, должны быть систематическими, одинаковыми и дома, и в детском саду. В противном случае надеяться на то, что ребенок вырастет воспитанным сам по себе, по меньшей мере, наивно. Родители должны подавать пример собственным поведением: ребенок копирует значимого взрослого во всех мелочах, ему просто неоткуда брать иной опыт.

Если к родителям пришли гости, ребенок должен знать, как вести себя дома при посторонних. Нельзя перебивать и вмешиваться, привлекать к себе внимание. Но и дичиться тоже не нужно: малыш должен приветливо встретить гостей и заняться своими делами, не мешая взрослым. Эти правила нужно объяснить заранее.

Поведение в общественном месте

Почаще появляйтесь с ребенком в общественных местах. Это научит его правильному поведению на людях и в дальнейшем не приведет к проблемам со школьными учителями. Прежде чем отправиться в театр или кино, поговорите с малышом о том, куда вы идете и как нужно себя вести.

Ребенок должен усвоить, почему в театр нужно одеваться особенно тщательно, а в кино можно отправиться в опрятной, но демократичной одежде. Важно объяснить, почему в театральном зале нельзя кушать, пить, разговаривать во время представления, а в кинозал пускают с напитками и едой. Театр – это особая атмосфера, и нарушать ее громким разговором, смехом, беготней нельзя. От ребенка нужно требовать сдержанного, спокойного поведения, доброжелательности  к окружающим.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Посещение музея – прекрасная возможность поднять не только общеобразовательный, но и культурный уровень малыша. Ему нужно заранее рассказать об экспозиции, заинтересовать, а затем объяснить правила поведения: нельзя трогать предметы и картины, приходить на выставку с едой, громко разговаривать. Показывать пальцем, бегать по залу. Ребенок должен научиться уважать и других людей, и их труд.

Особый разговор – поведение в транспорте. Ребенок к пяти-шести годам вполне может постоять, он достаточно силен. Он должен не только уступать место пожилым людям, но и соблюдать другие требования к поведению в общественном транспорте: не залезать грязными ногами на сиденье, не привлекать к себе внимание громкими звуками или развязным поведением.

Общение с другими людьми

Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, его нужно научить правилам общения. Главные качества, которые нужно сформировать независимо от темперамента и характера – это доброжелательность, вежливость, умение делиться, дружить, то есть брать на себя ответственность, выполнять обещания, помогать и сочувствовать.

Знание этикета не должно быть формальным. Его нужно подкреплять практическими действиями, формировать в игре, ежедневном общении со взрослыми и сверстниками, выполнении поручений и обязанностей. Дошколенок должен не только уметь, но и без напоминаний помогать другому ребенку, знать элементарные правила приличия (пропустить девочку, подать руку женщине, не хлопать дверью общего подъезда).

Способы воспитания культуры поведения

Воспитание у детей культуры поведения включает как беседы о принятых в обществе правилах, так и практическое формирование и закрепление соответствующих навыков. Единственный доступный способ для маленького человека – это игра. Именно поэтому воспитание должно быть не авторитарно-поучающим, а игровым:

  • обсуждение сюжетных картинок (заодно пополняем активный словарный запас);
  • театрализованные сценки с использованием игрушек либо «актерской игры» самого малыша;
  • сюжетно-ролевая игра по придуманной истории: «Пятиминутка хороших дел», «Я хороший человек», «Лучшие слова для друга (мамы, няни т.п.);
  • заучивание стихотворений на нравственные темы.

Должна быть правильной, строго последовательной и нескучной организация бытовых дел. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, испытывал только позитивные эмоции, несмотря на многочисленные запреты. Это очень важно, хотя слово «нельзя» должно использоваться обязательно.

Психологи рекомендуют одновременно с запретом давать разрешение, то есть показывать и рассказывать, что можно взамен «нельзя». Так энергия поступка и общения будет направлена в позитивное, конструктивное русло, а воспитание счастливого, культурного и развитого малыша будет радостным и эффективным.

Видео — культура поведения

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 4.5 из 5)