Самообразование детей признак умственного развития

Детки, как и их родители, бывают совершенно разными. Кто-то уже в четыре года бегло читает и живо интересуется окружающим миром, кто-то удивляет своей рассудительностью. Некоторым дошколятам с легкостью удаются логические задачки, а кто-то и в пять лет никак не может понять: зачем нужно мыть руки, если они все равно потом испачкаются. Причем не факт, что умственное воспитание детей дошкольного возраста родителей-гениев опережает развитие дошкольников обычных родителей.

Бывает и совсем наоборот. И тому есть много субъективных и объективных причин. Кроме того, каждый родитель по-своему решает, как ему поступать, и уверен, что именно он правильно понимает задачи умственного развития своего ребенка. Правда, не мешало бы для начала разобраться, что такое умственное развитие вообще, в каком возрасте закладываются его фундамент и какие основные функции заключены в умственном воспитании детей-дошкольников.

Умственное развитие – своевременная точка отсчета

Итак, умственно развитие – не абстрактная субстанция. Это комплекс приобретенных знаний, опыта, умений, развивающих восприятие, память, логику, речевые навыки – количественное и, конечно же, качественное изменение мыслительных процессов в соответствии с возрастом.

Что лежит в основе основ умственного развития? Конечно же, развитие детей дошкольного возраста. Почему именно дошколят? Потому что фундамент ума закладывается непосредственно в том возрасте, который принято называть младшим дошкольным. А если быть еще более точными, первые кирпичики – с первого вздоха маленького человека. Основные кирпичные блоки – годом-другим позже. И как бы ни странно это прозвучало, но все те навыки, что ребенок получил в возрасте от двух до пяти лет, практически полностью формируют его дальнейшую жизнь. Ведь именно в этом возрасте закладывается:

  • желание думать;
  • умение размышлять;
  • логически мыслить;
  • воспринимать информацию;
  • запоминать;
  • образно мыслить и воображать;
  • стремление познавать.

Так что тот, кто считает, что маленький человечек еще ничего не понимает, заниматься с ним – терять время, а интенсивным умственным воспитанием детей нужно заниматься непосредственно перед школой, то есть активно упражняться с детишками старшего дошкольного возраста, мягко говоря, очень сильно ошибается.

В лучшем случае, он успеет заскочить лишь в последний вагон качественного умственного воспитания ребенка, нанеся ему тем самым жесточайший вред.

Все это – азы понимания умственного развития. Или по-другому теоретические основы умственного воспитания. Каково же их практическое применение?

Актуальность, основные функции умственного воспитания детей

[ads1]

Вспомните себя в 2-3-летнем возрасте. Теперь посмотрите на нынешних двухлеток. Есть ли разница? Да и разительная. Их с первых же дней жизни окружают чудеса технического прогресса. И они должны успеть влиться в него. Другими словами актуальность проблемы умственное воспитание детей стоит как никогда прежде остро. И чем раньше родители обратят внимание на ее серьезность, тем лучше. Тем более что мозг ребенка изначально предрасположен впитывать в себя новый опыт. Кстати, к трехлетнему возрасту он достигает 80-процентов от общего объема мозга среднестатистического взрослого. Будет этот объем заполнен или пуст – зависит только от внутренних и внешних воспитательных факторов:

  • родителей;
  • социальной среды;
  • ближайшего окружения малыша.

Умственное воспитание дошколят

Какие же основные функции умственного воспитания дошколят? — Ознакомить с навыками, дать знания. Прежде всего:

  • ребенку необходимо помочь сформировать представление об окружающем его мире, действительных свойствах предметов – сенсорное развитие (хватание, удерживание, складывание, сравнение предметов – пирамидки, кубики, пазлы; понимание формы – треугольник и квадрат, круг и трапеция; различие цвета – красный, желтый, зеленый; элементарные графические навыки – штриховка, рисование папы-мамы, кошечек-собачек, машинок-самолетиков…);
  • аналитическое мышление, воображение, основанное уже на сенсорном развитии (есть замечательная игра-мотиватор, предложенная в свое время Надеждой Крупской. Суть её заключается в том, что во время прогулки с ребенком, вы поднимаете с земли, скажем, листочек, и начинаете игру-размышлялку. Задаете ребенку вопросы и продумываете вместе с ним ответы: откуда этот листочек? где он взялся? для чего нужен? какой он формы? какого цвета? а почему он такой? с каким звуком упал на землю? на каком дереве рос? зачем дереву листья? Здесь и анализ, и размышление, и воображение – целый пласт мозговой стимулирующей деятельности. А можно воспользоваться и современными технологиями умственного воспитания – аудиокнигами, развивающими компьютерными играми);
  • ребенку важно привить умение правильно формулировать свои мысли – речь (умиляться, что малыш по-детски говорит «шафрик», а не «шарфик», «ашколадка», а не «шоколадка» можно сколько угодно, но в корне неверно это поощрять. Маленького человека нужно поправить – не криком и дерганьем, а тактично. А еще читать и придумывать сказки, четко проговаривая слова, петь с ним песни, и разговаривать-разговаривать-разговаривать, отвечая на всевозможные вопросы.);
  • необходимо развивать память (учим считалочки, стишки, делимся впечатлениями о только что просмотренном мультике, называя имена героев, или вспоминая во что они были одеты, что держали в руках, куда бегали, что делали…).

Также к основным функциям умственного воспитания следует отнести закрепление полученного ребенком информационного материала. Другими словами – оттачивание полученных навыков. То есть необходима правильная организация умственного воспитания – систематические, а не периодические занятие с детьми дошкольного возраста. Конечно же, в виде занимательных игр.

Методы умственного воспитания – от элементарного к сложному

Творческое развитие детей

Игры — первейшие средства умственного воспитания будущих школьников:

  • дидактические (от сбора-разбора матрешек и цветного лото, до решения простейших математических задачек. Пишем крючечки, считаем яблочки и птичек – разряд предметных игр. Ребенок развивается, двигаясь от элементарных навыков к простым, а потом и к сложным. Мало того, ребенок знакомиться с правилами, учиться понимать что это такое.);
  • творческие (например, дорисуй павлину или собачке хвост, построим гараж для машинки, оденем куклу, слепим из пластилина медвежонка или цветочек, выложим из мозаики красивую фигурку, украсим веер, который мы только что сложили. Строить, собирать, выкладывать – разряд конструирования, что крайне необходим для осмысления малышом творческого видения перспективы. Все они, и каждая по отдельности, развивают не только воображение, но способность мыслить творчески.);
  • подвижные или физические (ладушки, догонялки, ловля мяча, лазанье по лестнице вверх-вниз, катание на горке, раскачивание ногами качели. Кстати, последнее, очень непростое задание для маленького человека, развивающее не только его координацию, но и мышечный корсет.);
  • сюжетно-ролевые (ребенок – доктор, куклы или мама с папой, а может и кошка с хомячком – пациенты, например. Или будущий маленький путешественник строит машину времени из подушек на диване. Прекрасная принцесса наряжается в мамины наряды и окружает себя подданными – игрушками, в ожидании рыцаря. Заботливая мама устраивает любимой куколке день рождения, готовя угощения из пластилина. Ребенок моделирует ситуацию, распределяет функции и роли, креативно подходит к подбору атрибутов игры. Мыслит, фантазирует, развивается.);
  • театрализованные или артистичные (пальчиковые куклы или простейшая варежка, превращенная в любопытную говорящую собачку прекрасно превращаются в театральное представление. Выразительная декламация только-что выученного стихотворения только что пришедшему с работы папе или бабушке, что зашла в гости. Песенка, исполняемая в расческу-микрофон. Танцы под любимую музыку или воплощение в образ кузнечика, который сидел в траве и дружил с мухами. Все это развивает память, речь, слух, пластику.);
  • настольные (пазлы; цветное лото, из которого можно сложить домик или цветочек, если выкладывать его последовательно; достижение цели с помощью фишек и игровых кубиков, где выпадает и передвижение через несколько ходов, и пропуск хода; геометрические фигурки, которые необходимо вложить в соответствующий паз; разнообразные лабиринты; морской бой или крестики-нолики. Все это, не что иное, как разноплановая методика умственного воспитания дошколенка, вырабатывающая умение и навыки работать, причем увлеченно, с интересом(!) в паре. А еще — усидчивость. И сам навык работать, а не просто сидеть за столом в ожидании чуда. Очень важный опыт для подрастающего ребенка, которому не один год придется просидеть за партой, получая новые знания.).

Применять те или иные игры – применять разнообразную методику умственного воспитания – в зависимости от того, какой результат мы нацелены получить в данный момент. Разноплановое умственное воспитание, достижение всестороннего умственного развития – комплексное применение игры. Их можно:

  • чередовать;
  • совмещать;
  • взаимодополнять.

Главное, чтобы ребенку было не просто не скучно, а по-настоящему интересно. Как только он чувствует, что-то насаждается силком – из-под палки, весь интерес пропадает.

Учить и воспитывать нужно. Это просто необходимо, но ведь даже шнурки можно завязывать весело, а не «ты будешь столько шнуровать ботинки, сколько нужно будет для того, чтобы получалось нормально». Лучше уж завязывать узелки на бинтиках для кукольных ранок, кукольных компрессов кукольных пациентов или бантики на косичках любимой пони. А еще – вязать морские, «туристические» узелки будущему великому путешественнику.

Каждую неделю, с каждым методы умственного воспитания дошколенка усложняются. Как и атрибуты, пособия, стимулы игровых воспитательных занятий. Если годовалому ребенку достаточно было сказать, что кошечка говорит «мяу», а собачка «гав-гав», то двухлетнему уже интересно знать, почему у кошки не две руки и две ноги, а четыре лапы и хвост. В три года малышу интересно было собирать мягкие кубики, то в четыре на эти кубики уже можно расставлять посудку или машинки, победившие в марафоне, а может быть солдатиков, которые защищают крепость от неведомых сил.

Ориентир усложнения методов умственного воспитания:

  • возраст ребенка;
  • психологические особенности, данные ребенку от природы;
  • явное стремление к усложнению игрового процесса (более богатая речь, явное пробуждение воображения, например).

Кроме того, важно не упустить момент, когда ребенок готов к самостоятельной игре – саморазвитию. Совместная игра – прекрасный метод умственного развития, но когда её слишком много – умственное развитие тормозиться. Ребенок перестает быть способным к самостоятельным действиям. Предложите ему, сначала, вам что-то показать, вас чему-то научить, а потом доверьте играть, рисовать, складывать, конструировать самому. Самостоятельность – важный этап умственного развития. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вы рядом и всегда готовы помочь ему сделать шаг вперед – заполнить стремительно развивающийся мозг полезностями, а не пустопорожним содержимым.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)