Современные мамы давно уже озадачились ранним развитием детей. Но по большей части внимание уделяется сенсорным каналам, памяти и лишь немногие думают о том, как стимулировать развитие творческого мышления. Между тем именно креативные люди становятся успешными в современном обществе. Они обладают нестандартным мышлением, чувством юмора, способностью создавать что-то новое.

Творчество с детьми

Доказано, что каждый человек рождается с задатками и талантами, но только те, которые попадают в нужную среду, развивают их во что-то большее. Значит, задача родителей уже в первые годы заметить, направить, не дать угаснуть способностям юного чада. И пусть он не станет знаменитым певцом или писателем, ему будет легче добиться успеха, став взрослым.

Понятие творческих способностей

Чтобы вовремя начать развитие творческих способностей дошкольников, необходимо выяснить, что это такое. Творческие способности — довольно расширенное понятие, оно подразумевает:

  • умение отходить от привычных шаблонов,
  • находить новые способы решения задач,
  • стремиться к познанию,
  • проявлять фантазию, инициативность, живость ума,
  • интуитивно находить нестандартное в привычных явлениях.

Другими словами, это целое сочетание личностных качеств, на формирование которых необходимо обратить внимание уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольные годы – самое подходящее время для развития любых способностей и талантов. Дети в это время полны любознательности и стремления постичь окружающий мир, их мышление пока не заполнено шаблонами и стереотипами.

Ребенок нарисовал солнце

Рекомендуем ознакомиться:

Условия воспитания творческой личности

Чтобы творческий потенциал детей дошкольного возраста достиг максимальных результатов в дальнейшем, необходимо организовать благоприятные условия.

  • Ранее физическое развитие. А потом ранний счёт, раннее чтение, знакомство со свойствами предметов.
  • Обстановка, опережающая развитие ребёнка. Хорошо, когда окружающие вещи кроху, побуждают его мыслить творчески. Пусть это будут кубики с цифрами в годик, которые в игре вы будете называть, или коробки с игрушками разного цвета, так можно ненавязчиво начать знакомство с цветами.
  • От простого к сложному. Усвоенный материал необходимо постоянно усложнять, добавляя новые детали. Обычно это происходит у детей естественным путём, задача родителей дать возможность крошкам получить новый опыт, стимулировать творческое мышление. Допустим, у малыша закатился мяч, не торопитесь ему сразу помогать, дайте возможность достать игрушку самостоятельно. Именно в этот момент ему понадобится креативность и находчивость. Иначе в следующий раз чадо даже не станет пытаться решить проблему, а позовёт на помощь родителей.
  • Больше свободы. Любая мама убеждена, что делает все во благо ребёнку, зачастую это происходит в противовес его интересам. Она уверена, что занятия музыкой это хорошо, даже если через силу. Или тащит увлечённого игрой кроху порисовать, полепить, попрыгать, потому что «так надо». Непонимание интересов детей приводит к тому, что они замыкаются, теряют интерес к деятельности и перестают мыслить свободно. Наставления мамы

  • Разумная помощь. Тем, кто воодушевился свободой детей, не стоит путать её с вседозволенностью. Также не лезьте с советами и подсказками в тех случаях, когда малыш может справиться и без вас.
  • Комфортная психологическая обстановка. Дом – это то место, где ребёнка всегда должны поддержать, принять со всеми его недостатками. Дети нуждаются в сочувствии, когда ошибутся, в понимании, даже если они несут нелепицу. Одобрение является важнейшим фактором в упражнениях на развитие творческих способностей детей.

Про воображение и креативность

Все игры, занятия и другие средства для развития творческих способностей имеют два направления.

  1. Развитие воображения. Под воображением понимается способность представлять отсутствующий и несуществующий предмет, уметь им мысленно манипулировать. Это по науке, а если проще – умение фантазировать.
  2. Развитие креативного мышления. Модное нынче слово «креативность» можно назвать смекалкой. Это способность решать задачи, действуя нестандартными способами.

С чего начинается творчество

Реализация этих направлений не требует особых материалов или педагогического образования. Соблюдайте лишь некоторые рекомендации.

  • Творческий подход к повседневным заботам! Дети любят помогать взрослым. На кухне они с радостью слепят свой пирожок, а потом уплетут за обе щёки, помогут ухаживать за цветами, прибраться в комнате. Главное, делать все это играючи. Можно посоревноваться, кто быстрее соберёт раскиданные игрушки, или назначить чадо главным и предложить ему самостоятельно распределить домашние обязанности.
  • «Шедевры» из подручных материалов. Игры с сыпучими материалами будут интересны и полезны даже крошкам до года. Детям постарше можно предложить создание картин из соли или круп, посыпанных на рисунок из клея. Такие игры принесут уйму удовольствия дошколятам, заставят включить воображение.
  • Активное общение с природой. Часто родители ошибочно полагают, что полноценное развитие детей невозможно без умных книг и дорогих игрушек. На самом деле все необходимое есть в окружающей среде. Наблюдайте за животными и растениями, явлениями природы. Фантазируйте о форме облаков и деревьев, что будет, если исчезнут птицы и т. д. Девочки смотрят на облака

  • Развитие речи. Речь теснейшим образом связана с мышлением малыша, она помогает ему высказывать идеи, отношение к ситуации и окружающему миру. Читайте крошке сказки, стихи, рассказы, станьте благодарным слушателем его впечатлений. Отличным приемом станет сочинительство собственных сказок и стишков..

Развивайте играя!

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Через неё они познают, учатся, отрабатывают полезные навыки. Игра способствует формированию личности и стремлению к творческому поиску.

«Сказка наоборот»

Предложите своему чаду рассказать предложенную вами сказку наоборот. Например, заяц охотится за волком, петух украл лису и т. д. Дети дошкольного возраста очень любят сказки и посмеются вместе с вами над таким каламбуром.

«Хорошо – плохо»

Назовите предмет или явление, а малыш пусть подумает, какие у него хорошие и плохие качества. Например, велосипед: хорошо, что можно быстро передвигаться, поддерживать спортивную форму, плохо то, что можно упасть. Дождь: хорошо, что можно увидеть радугу, пускать в лужах кораблики, плохо то, что можно промокнуть и простудиться.

«Весёлые превращения»

Нарисуйте на листе бумаги любую геометрическую фигуру и попросите крошку «превратить» её во что-то новое. Дошкольный возраст – время изучения геометрических фигур, в этой игре вы и материал вспомните, и фантазию пробудите.

«Угадай-ка!»

Спрячьте в коробку или мешок любой знакомый предмет. Малышу нужно догадаться, что там при помощи наводящих вопросов. Например: живое — неживое, съедобное — несъедобное и т. д. В случае поражения можно предложить угадать предмет на ощупь. Так и воображение включится, и мелкая моторика поработает. Развитие последней трудно переоценить в дошкольном возрасте.

Угадай что в коробке

«Четыре цвета»

Первыми цветами, с которыми начинают знакомство малыши, являются красный, синий, жёлтый и зелёный. Предложите крохе красками этих цветов полностью заполнить лист бумаги. Можно попросить объяснить, что означает рисунок.

«Три картинки»

А можно и больше! Задача: найти между ними связь или разыграть какой-нибудь эпизод. Можно сделать своеобразное домино. Раздав детям карточки с рисунками, предложите крошкам соединить их, объясняя, что между ними общего. Например, к дереву я положу лестницу, потому что по ней можно взобраться на ветки. Подобные задания помогают развивать творческое мышление, логику, воображение, смекалку, умение создавать логическую цепочку.

«Танец»

Цель – изобразить что-то с помощью танца. Например, «игривый котёнок», «грибной дождик», «распускающийся цветок». Эта игра помогает раскрыть творческие способности и эмоциональность малышей дошкольного возраста.

Идеи пробуждения творчества

Упражнения для развития творческого мышления у дошколят.

Пальчиковый театр

Сшейте или приобретите пальчиковые куклы и устраивайте семейные представления. Можно приобщить к изготовлению декораций и малыша. Включайте фантазию и действуйте!

Пальчиковый театр из фетра

Рисование

Приобщение к изобразительному искусству следует начинать как можно раньше. В 6 месяцев, когда малыш уже сидит, предложите ему пальчиковые краски. С 1,5 лет дети хорошо держат кисти и фломастеры, чуть позже – приобретаем цветные карандаши. И побольше бумаги! Некоторые психологи советуют обклеить стены детской обоями обратной стороной, чтобы не ограничивать детку в полёте творчества.

Лепка

Чрезвычайно полезное занятие! Чем больше лепим, тем больше стимулируем нервные окончания пальчиков, а, значит, раньше говорим и быстрее думаем. Лепка будет интересна крошкам примерно с одного года. Купите специальную массу для лепки, пластилин или глину. Можно сделать солёное тесто своими руками. Любуемся сосредоточенным личиком и следим, чтобы пластилин не попал в рот.

Аппликация

Вначале простейшие – из круп, рваной бумаги, готовых деталей. Ближе к старшему дошкольному возрасту пора учить вырезать несложные детали самостоятельно.

Чтение

Ежедневное совместное чтение – залог богатой и грамотной речи, развитой памяти и воображения. Не ленитесь читать каждый день не менее получаса.

Станьте терпеливее и внимательнее к своим крошкам, вдохновляйте и вдохновляйтесь, ведь сегодня они не просто воображают, фантазируют, творят – они сотворяют своё будущее!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)