Любой родитель дошкольника мечтает, чтобы его чадо, переступив порог школы, приносило отличные отметки. Для этого дома малыша учат читать, писать, решать примеры и задачи, забивают детскую головку лишней информацией. А ведь это работа учителей! Родители же должны позаботиться о развитии у детей основных познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Систематическая и целенаправленная работа поможет им быстрее и надёжнее усваивать школьный материал.

Мальчики готовы к учебе

Специфика детской памяти

В трех–четырехлетнем возрасте дети запоминают информацию механически. Чаще всего это любимые песенки, сказки, картинки – то, что вызвало интерес у ребёнка, по-настоящему его поразило. Называется такая память непроизвольной.

К пяти годам родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо учить ребёнка произвольной памяти. Она требует логического осмысления материала, использования специальных приёмов запоминания.

Игры и занятия, подобранные для ее развития, должны быть яркими и увлекательными. Только интересное способно включить внимание и восприятие крошки. Эти познавательные процессы у дошкольника тоже пока «хромают». Дети чаще выделяют второстепенные признаки предмета, не замечая важных. Эта особенность восприятия приводит к обрывочному запоминанию.

Мальчик что то вспомнил

Поэтому необходимо развивать и мышление. Оно позволяет обобщить и систематизировать образы и представления.

Немного теории

Память – это отражение прошлого. Она состоит из трёх процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Физиология второго этапа до сих пор непонятна. Но известно, что специфика развития памяти напрямую зависит от ряда обстоятельств.

  1. Упражнения. Природные задатки – далеко не залог хорошей памяти. Только регулярное совершенствование и тренировка её механизмов приводят к хорошему запоминанию.
  2. Возраст. По мере взросления улучшается не столько память малышей, сколько техника её применения. Если совсем маленькие дошколята запоминают, не прилагая усилий, то есть при помощи непосредственной памяти, то дети постарше умело оперируют различными приёмами запоминания: делая заметки, схемы, применяя ассоциации. В данном случае память становится опосредованной.
  3. Накопленные знания. Ребёнку проще запомнить то, что ему понятно. Вместе с расширенным кругом информации растут интеллект и возможности памяти.
  4. Степень развития умственных способностей. Чем больше ребенок размышляет, анализирует, тем быстрее и лучше он запоминает. Ребенок гений

По типу восприятия выделяют:

  • слуховую;
  • зрительную;
  • двигательную;
  • тактильную память.

Чаще всего преобладает тот или иной её вид, но развивать все нужно комплексно.

Также бывает кратковременная и долговременная память. От них зависит, какие элементы будут храниться в голове несколько минут, а какие останутся на долгие годы.

Тематический материал:

Тренировка быстрого запоминания

Программный материал в школе не всегда интересен для ребёнка. Чтобы его усвоить, ученику приходится зубрить. Ещё в дошкольном возрасте стоит познакомить малыша со способами произвольного запоминания.

  • Использование ассоциаций. Если необходимо запомнить что-то незнакомое или абстрактное, нужно найти связь со знакомыми образами. Также можно подбирать созвучные варианты (например, английское слово puddle переводится как «лужа», похоже на «падал», запоминаем «Я падал в лужу»).
  • Придумывание «напоминалок». Особенность приёма заключается в выделении и фиксировании главного. Например, «подбери пять слов или картинок, которые помогут запомнить текст».
  • Задействование других способов восприятия. При заучивании стихотворения предложите малышу представить себе картинку; при знакомстве с новой буквой нарисуйте её в воздухе или изобразите при помощи своего тела.

Упражнения для памяти

Развивать и совершенствовать произвольную память помогут занятия в игровой форме.

  1. «Попробуй на вкус облако». Называете ребёнку несколько знакомых слов: солнце, дом, повар, грусть, мечта. Малыш комментирует каждое по ряду признаков, которыми они, по его мнению, обладают: цвет, вкус, запах, форма. Родители записывают прилагательные к каждому слову. Спустя некоторое время ребёнок прослушивает свои ответы и вспоминает описанное слово. Чтобы усложнить упражнение, включайте в список незнакомые малышу слова.
  2. «Собери цепочку». Для игры понадобятся мелкие предметы типа пуговиц, крышек, игрушек и бумага, которую ребёнок сможет рвать. Родитель называет цепочку слов, а малыш выкладывает предметы, которые у него ассоциируются с ними. В результате ребенок должен вспомнить последовательность слов, глядя на свои образы.
  3. «Как выглядит электричество?» Это упражнение направлено на визуализацию сложных понятий. Предложите малышу пофантазировать, как выглядит и пахнет слово, каково оно на ощупь?

Читаем и обсуждаем!

Помимо создания благоприятных условий, способствующих произвольному запоминанию, помогать этому процессу будут специальные упражнения и игры. Начинать нужно как можно раньше. Как только кроха произносит первые слова, рассказывайте ему обо всём, что происходит: где гуляли, что видели, что ели. Совсем скоро малыш начнёт обсуждать это вместе с вами.

Читая книжки, заучивая стихотворения и песенки, разгадывая загадки и ребусы, вы не только работаете над общим развитием ребенка, но и улучшаете его память.

При чтении любого детского произведения малыши обычно заостряют внимание лишь на сюжете, пропуская мимо ушей подробности. Поэтому можно и нужно читать одно и то же много раз. После прочтения задавайте ребёнку вопросы о том, как выглядели герои, что делали и к чему это привело, что хорошо, а что плохо.

Читаем с малышом

Такой метод развития памяти подойдёт даже крошкам с 1,5–2 лет. Они с удовольствием перечислят героев своих любимых сказок. Ближе к 4–5 годам задача усложняется пересказыванием произведения, формируются навыки произвольной памяти. Следите, чтобы малыш соблюдал последовательность и логичность.

Бывает, что трудности запоминания у ребёнка связаны с наличием каких-то проблем в области неврологии. Например, у детей с синдромом дефицита внимания. Они хотят запомнить, но не могут сосредоточиться на материале. В таких случаях поможет консультация невролога или психолога.

Это интересно! Повторение – мать ученья. Доказано, что около 40% полученной информации забывается уже спустя полчаса, ещё 35% теряется через день, а 20% – через месяц. Остается довольствоваться лишь 5% информации.

Не учим, а играем!

Вроде все просто, на деле же родители постоянно переходят эту тонкую грань и получают в ответ капризного и уставшего ребёнка. Как только даже самая полезная игра перестаёт увлекать малыша – откладываем её и меняем вид деятельности.

Когда речь идёт о формировании произвольной памяти человека, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные со способом восприятия. Люди, воспринимающие информацию на слух, именуются аудиалами, посредством зрения – визуалами, через ощущения – кинестетиками. Ещё в дошкольный период родителям необходимо определить, к какому типу относится их ребёнок, и «поднажать» на развитие «отстающих» видов памяти.

Развитие зрительной памяти

Работу над ее развитием стоит вести каждый день, не прилагая усилий для создания специальных средств. Например, обратив ненавязчиво внимание ребёнка на какой-нибудь объект (рекламный щит, витрину магазина, дорожный знак) во время прогулки, расспросите у малыша об увиденном в подробностях.

Учите применять в запоминании принцип ассоциации. Разглядывая незнакомое изображение, пофантазируйте с ребёнком, на что это может быть похоже. Детское воображение безгранично. Эта особенность позволяет им находить самые неожиданные ассоциативные связи.

В свободное время можно подготовить несколько игр, которые помогут потренировать произвольную память дошколят.

  • «Домики». Склейте несколько одинаковых коробочек. Спрячьте в одну из них мелкий предмет – так, чтобы малыш видел. Затем, убрав конструкцию на 2-3 минуты, попросите ребенка найти нужный «домик». В зависимости от возраста и способностей малыша, игру усложняют. Для этого увеличивают число коробок или спрятанных предметов, убирают их на более продолжительное время (от 30 минут до суток и больше).
  • «Две картинки». По названию понятно, что понадобятся две одинаковые картинки. Подойдут календарики, открытки, изображения на картонных упаковках любимых хлопьев. Разрежьте одну из них на произвольные части. Предложите сложить картинку, глядя на образец. Потом уберите последний и попросите малыша собрать элементы по памяти.
  • «Что пропало?» Расположите на столе предметы или игрушки. После того как малыш внимательно их изучил, он должен отвернуться. Тем временем уберите одну из игрушек и предложите ребёнку её назвать. Это простейший вариант. Для усложнения игры можно увеличить число предметов, предложить восстановить их размещение и т. д.

При подготовке к этим играм учтите, что особенности памяти позволяют детям запомнить от 5 до 9 элементов.

Развитие слуховой памяти

В дошкольном возрасте, когда детки ещё не научились читать, она очень пригодится им при заучивании стишков и песенок. Игры, направленные на развитие слуховой памяти, строятся по принципу «Слушай и запоминай». Организовывая их, обратите особое внимание на то, чтобы ребёнок запоминал не механически, а осмысленно, при помощи ассоциаций. Это научит его мыслить целенаправленно, применяя произвольную память.

Девочка вспоминает

  • «Цепочки слов». Придумайте 10 пар слов так, чтобы они были объединены общим смыслом. Например, кружка – чай, дождь – зонтик. Прочитайте их дошкольнику 3 раза. Затем, называя первое слово пары, попросите ребёнка назвать второе.
  • «Сказка». Расскажите ребенку сказку, в которой главный герой находит волшебные предметы (от 5 до 9). Попросите его вспомнить, какие это были предметы и в какой последовательности появлялись.
  • «Что возьмём с собой?». К этой игре можно подключить несколько человек. Игроки по очереди продолжают фразу «Мы собираемся в путешествие и берём с собой…» своим вариантом. Важно запомнить и повторить ответы всех игроков.

Также отличным упражнением станет прослушивание и узнавание различных музыкальных инструментов. Можно воспользоваться записью или приобрести игрушечные копии для детей.

Тренировка тактильной памяти

Она развивается у детей при прикосновении к предметам различной формы и фактуры. Игры и упражнения, направленные на тренировку тактильной памяти, основаны на узнавании предметов на ощупь. Существует несколько вариаций подобных занятий.

  1. Самые маленькие нащупывают в мешочке знакомые предметы и называют их, характеризуя свойства и особенности. Дети двух лет заполняют мешочек сами, а тем, кто постарше, можно дать уже наполненный.
  2. Закрыв глаза ребёнка повязкой, положите ему в руку несколько предметов по очереди. Малыш должен узнать их и назвать, в какой последовательности они появлялись.
  3. Ближе к 5–6 годам папы способны помочь ребёнку освоить технику завязывания морских узлов. Вяжем морской узел

Такие игры отлично развивают мелкую моторику, которая способствует речевому развитию малыша.

Тренировка двигательной памяти

Дети быстро устают и теряют интерес к происходящему. Эти особенности необходимо учитывать, планируя занятие или игру. После непродолжительных умственных нагрузок обязательно следует активный отдых в виде зарядки. Её можно тоже превратить в весёлую и полезную для мозга игру.

«Запрещённый приём». Договоритесь с малышом об одном или нескольких движениях, которые делать нельзя. Теперь ведущий показывает разные элементы. Ребёнок должен быстро их повторить, но пропустить «запрещённые». Весело и задорно!

Наивысший скачок развития малыша происходит именно в дошкольном возрасте. От того, сколько усилий приложат родители для развития памяти и других познавательных процессов, зависят успехи малыша в школе.

Видео: игровые методы развития ребенка

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(6 голосов, в среднем: 5 из 5)