«И как ты только можешь слушать эту безвкусицу?», «У тебя нет никакого представления о настоящем искусстве!», «Да разве это музыка?! Неужели ты не понимаешь, что приличный человек на это никогда не станет тратить свое время?!», «Вот в наше время песни были песнями, музыка — музыкой, а это же полное безобразие!». Не правда ли, знакомые слова? Обращены они, как правило, к подрастающему поколению в наушниках, из которых рвутся даже не «тыц-тыц-тырыц», а раздирающие уши звуки.

Малыш учится игре на синтезаторе

Вот только, если задуматься, любовь к вопиющей безвкусице у них появилась не внезапно. И она никак не могла сформироваться одним днем. У нее, как и у всех детских привычках, приверженностях, склонностях глубокие корни. И родом они из глубоко детства. Музыкальным воспитанием детей, как и воспитанием вообще, нужно заниматься даже не с того момента, когда малыш ходит пешком под стол, а с самого его рождения.

Тематическая статья:

Есть ли действенная теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста? Давайте попробуем в этом разобраться.

Дошкольное музыкальное воспитание: задачи и закономерности

К огромному сожалению, в некоторых семьях почему-то принято считать, что музыкальное воспитание – целенаправленное взращивание музыканта. Поэтому в доме, где растет малыш далеко не всегда обеспокоены тем, будет иметь ребенок музыкальное воспитание или нет, рассуждая примерно так: «Придет время, сам/сама разберется: какова музыка хорошая, а какова – нет», а пока что мы послушаем что-то лёгонькое, чтобы лишний раз не перегружаться. Это самое распространенное заблуждение вместо воспитания использовать музыку, как временное легкое развлечение.

Музыкальное воспитание – отнюдь не воспитание классического музыканта. Это в первую очередь воспитание восприимчивого к красоте, духовно развитого человека.

Задачи музыкального воспитания в том, чтобы:

  1. яркими впечатлениями, что дарит музыка, сделать духовный мир ребенка богаче;
  2. пополнить опыт эстетического восприятия ребенка;
  3. вызвать живой интерес к музыке;
  4. передать по эстафете традиции своей семьи, народа, культуры;
  5. помочь ребёнку получить представление о музыкальной культуре, познать ее основы;
  6. развить творческие задатки малыша;
  7. поспособствовать с помощью музыки общему – комплексному развитию ребенка;
  8. психологически-эмоционально раскрепостить ребенка.

Для всего этого совершенно не нужны специализированные музыкальные занятия. Чтобы научиться любить хорошую, «вкусную» музыку, ребенку нужно дать возможность слушать разнообразные музыкальные произведения разных:

  • эпох;
  • интонаций и настроений;
  • направлений и стилей.

Приучить к звучанию разных мелодий. Эмоциональная сила музыки, воздействие её на настроение колоссальны. Простейший пример тому – колыбельная, которую поет мама, убаюкивая ребенка. Малыш, слыша её, успокаивается, сладко зевает и засыпает, улыбаясь во сне.

Кроме эмоций, музыка воспитывает вкусы, формирует чувства:

  • ритма;
  • ладовое (восприятие окраски; комплекса, составляющего звук);
  • музыкально-слуховые (умение или способность воспроизводить – напевать, наиграть, подбирать услышанную мелодию).

Другими словами, выявляет творческие способности. У детей они проявляются совершенно по-разному и в разном возрасте. Одни лишь к пяти-шести годам откликаются на мелодию. Другие воспринимают мелодию в виде картинок. Третьи ощущает её волны в виде цветовой гаммы. Четвертые сразу же пускаются в пляски (соответствующие возрасту). И практически каждый малыш тревожно хмурит брови и кривит губки, когда впервые слышит агрессивную музыку, похоронный марш. Интуитивное восприятие звукового насыщения заложено у ребенка на уровне рефлексов. Не зарывайте этот мощный источник – дайте ребенку право выбора. Даже если лично вы предпочитаете только тяжелый рок, классический или блатной шансон.

Для полноценного развития творческих способностей (не только музыкальных), выстраиванию элементарного фундамента музыкальной культуры лучше всего применять традиционную, то есть народную музыку — она на генном уровне духовно связана с малышом, вашей семьей и теми традициями, что передаются из поколения в поколения. Народно-песенные интонации гармонично пробуждают то, что называется связью поколений.

И, конечно же, неотъемлемая часть музыкального воспитания – классическая музыка. Она бывает не только сложной – замудренно взрослой, но и детской. Например, «Петя и волк» Прокофьева, с понятным и волнующе-интересным голосовым сопровождением. Красочные «Времена года» Чайковского, будоражащие воображение, или его «Детский альбом», рисующий яркие картинки…

К современной классике можно отнести «Пластилиновую ворону» — дуэт Успенского и Шаинского – ключик к нестандартному (креативному) мышлению. Песенку «Всем на свете нужен дом» — тандем Ефремова и Сефа, — побуждающую детей к трудовым свершениям. «От улыбки» — союз Пляцковского и Шаинского, раскрывающую тайну хороших отношений…

Научить воспринимать, а не отторгать и отрицать разную музыку, настоящую красоту – прямая задача родителей маленьких дошкольников.

Методы музыкального воспитания дошколят

Малыш за диджейским пультом

Как и любой другой воспитательный процесс, музыкальное воспитание будет с интересом восприниматься ребенком, если проводить его в ненавязчивой игровой форме. Через игру детишки учатся разбираться в музыке, любить и ценить её. Вот только нужно подобрать:

  • музыкальную подборку, соответствующую возрасту малыша, чтобы он смог её воспринимать без труда и дискомфорта;
  • музыку, что отображает эмоциональный настрой ребенка;

Кроме того, подобрать и красочно оформить дидактические пособия, игры, привлекающие детское внимание.

Лучшими дидактическими играми можно назвать:

  • пение (сначала мама или папа поют для ребенка, потом вместе с малышом, затем подпевая друг дружке, дружно подхватывая куплет или помогая вспомнить припев. Еще интересней петь в два голоса – ребенок учиться подбирать правильную тональность, голос, даже интонацию. У него появляется понимание «совместное пение». Кроме того, улучшается артикуляция, активизируется дикция, улучшается память.);
  • инсценировка песни, музыкального произведения (во время прослушивания «Львенка и Черепахи», например, предлагаем ребенку изобразить понравившегося героя. Детишки, с огромным удовольствием включаясь в игру, воодушевленно раскрывают свой творческий потенциал. Воображение, пластика, мимика – все включено в процесс раскрытия характера героя. Ребенок самопроизвольно анализирует поведение героя, и, импровизируя, показывает то, что сумел понять. Умение доступно передавать настроение и характер – прекрасный коммуникативный опыт дошколенка, что обязательно пригодится ему в будущем.);
  • прослушивание музыки (музыкальное произведение можно пустить фоном во время игры, лепки из пластилина, засыпания или пробуждения. Главное – выбрать правильную интонацию произведения. Рисования и лепка или собирании мозаики предпочитает эмоционально насыщенную палитру звуков. Скажем, «Танец феи Драже» или «Вальс цветов». Время сна отлично сопровождает «Лунная соната», «Музыкальная табакерка». Пробуждение – «Этюд № 21 соль-бемоль мажор». Детишки грустят и веселятся вместе с музыкой, рисуют воздушные замки в своем воображении и смелых героев-спасителей. Очень уместно, если родители под яркий музыкальный фон прочитают какой-то выразительный стишок, предложат ребенку контрастные иллюстрации или же попросят изобразить то, что навевают музыкальные звуки. Все это – развитие творческих ноток ребенка, умение проецировать услышанное в реальность, сопоставлять звук и материальный мир.);
  • ритмические игры и движения (та же игра со стульчиками или «Море волнуется» обостряет не только реакцию малыша, но и чувство ритма. А игра в музыкального героя «изобрази, кого и как ты видишь или слышишь в этом музыкальном произведении» обогащает и воображение, и пластику, образно-ассоциативное мышление. Она способна раскрепостить даже самого зажатого малыша, стесняющегося своих неуверенно-неуклюжих движений.)
  • угадывание музыкального настроения (вверх поднимаются звуки или опускаются вниз, грустная музыка или веселая – мажор-минор. Ритмичная или медленная, здесь будет уместно вводить понятия «стаккато», «легато», «портаменто» — азы музыкальных штрихов);
  • игра на разнообразных музыкальных инструментах (отбивание или повторение ритма на барабане, бубне, ложках, маракасах, ксилофоне, трещотках, мелофоне, дудке – развивает не только музыкально-слуховое восприятие, но и моторику пальчиков, координацию движений. Ребенок учится слушать и слышать музыку, воспроизводя её ритм.);
  • разучивание новых песен – вместе, дружно, подражая или импровизируя, переиначивая на свой лад.

Дидактические игры музыкальной направленности – самый действенный метод музыкального воспитания — не оставляет ни одного ребенка равнодушным. Детишки с интересом включаются в них – настоящая музыка, повышая культурную, духовную, эстетическую грамотность малыша, побуждает к действию, оттачивает его характер, вкус. Развивает способности детишек и вместе с тем сближает их с родителями. Не теряйте возможность сделать из своего маленького самородка ограненный алмаз.