Важнейшее значение для гармоничного развития ребенка имеет его физическое воспитание. Оно включает как собственно развитие тела малыша, его силы, выносливости, умения правильно двигаться, так и развитие интеллектуального интереса к спорту, стремление получить специальные знания.

Урок физкультуры в детском саду

Важность разностороннего воспитания

Воспитание обязательно должно быть разносторонним. При этом начинать регулярные занятия нужно буквально с младенчества. Первые годы жизни ребенка сопровождаются активным формированием и развитием нервной, дыхательной, костно-мышечной системы. Если упустить момент, не удастся вырастить полностью здорового, успешного малыша. Именно поэтому задачи физического воспитания детей дошкольного возраста имеют первостепенное значение.

Не секрет, что во многом от состояния здоровья человека, его физических возможностей зависит его успешность в различных видах деятельности. Именно поэтому так важно с первых дней жизни активно включиться в процесс гармоничного полноценного развития ребенка. В первые три года жизни это должны делать родители, затем к ним присоединяются педагоги детского сада.

От рождения до школьного возраста семи лет ребенок развивается наиболее быстро и интенсивно. Формируется база для дальнейшего интеллектуального, духовного и физического развития. При этом нужно понимать, что важны не только занятия в детском саду, но и бытовая деятельность. С малышом нужно гулять, причем его движение должно быть активным, то есть включать прыжки, бег, подскоки и пр. Все это укрепляет кости, суставы, мышцы, нервы, органы дыхания, сердце, иммунную систему, улучшает обменные процессы, важные для правильного развития внутренних органов, кроветворения.

Чем больше сознательных активных движений в арсенале малыша, тем активнее его мыслительная деятельность, ярче психические процессы, устойчивее нервная система, тоньше и точнее восприятие.

Прямая зависимость между физической и психической деятельностью в дошкольном возрасте сильна как никогда. Упущенные возможности наверстать уже не удастся, придется лишь исправлять ошибки с разной степенью успеха.

Принципы физвоспитания

Физическое воспитание дошкольников отвечает общим педагогическим принципам:

  • наглядность;
  • доступность;
  • активность;
  • сознательность;
  • систематичность;
  • индивидуальный подход и пр.

При этом средства воспитания физической активности играют важнейшую роль.

Так, эффективность физвоспитания повышается многократно, если ребенок освоил все требования гигиены: режим сна и отдыха, ухода за телом, одеждой и обувью и др. Важнейшее значение имеет и такое средство, как природные факторы: солнечный свет, свежий воздух, водная среда. Занятия в естественной природной среде гораздо более эффективны и для собственно развития навыков, и для решения вопросов закаливания.

Основа физического воспитания дошкольников – упражнения. Без них невозможно ни оздоровление, ни решение образовательно-воспитательных задач.

Требования к упражнениям следующие:

  • знание анатомо-физиологических особенностей младенцев и дошколят;
  • учет целостности детского организма с опорой на ведущую роль центральной нервной системы;
  • основа воспитания в этом возрасте – подвижная игра, имеющая не только воспитательное, но и важнейшее оздоровительное значение;
  • индивидуальный подход, учет сил и умений конкретного ребенка, корректное отношение к детям с разными возможностями, если занятия проводятся в группе.

Задачи развития подопечных педагога на двигательных занятиях

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагают решение целого комплекса вопросов: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Фото - физическое воспитание посредством игр на свежем воздухе

Задачами воспитания, относящихся к дошкольному возврату, выступает:

  1. Охрана здоровья.
  2. Необходимое по возрасту физическое развитие (рост, вес).
  3. Формирование у дошкольников жизненно нужных навыков движения:
    • метание;
    • бег;
    • ходьба;
    • прыжки и т.д.
  4. Формирование широкого круга игровых навыков.
  5. Вырабатывание скорости, силы, выносливости, интереса к подвижным играм, спорту и биографии известных людей в этой области.
  6. Формирование интереса к активным играм.

Оздоровительные задачи при этом решают вопросы формирования функционально полноценного организма. Вопросы здоровьесбережения – на первом месте:

  • закаливание с использованием природных факторов;
  • формирование верной осанки, укрепление мышц;
  • укрепление вегетативных органов: пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.;
  • формирование координации, скорости, выносливости, других физических способностей.

Образовательные задачи сводятся к формированию важнейших для нормальной жизнедеятельности организма умений и навыков. Второе направление – пробуждение искреннего интереса ребенка к занятиям спортом и физкультурой. При этом физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста включает разные этапы освоения движений.

Для младенцев важнейшими являются следующие умения:

  • удерживать голову (к трехмесячному возрасту);
  • ползать, выполнять целенаправленные движения туловищем, переворачиваться на животик, опираться руками (к полугодию);
  • садиться, вставать, ходить «за ручку» (к 11 месяцам);
  • ходить (к году);
  • бегать, лазать, карабкаться на вертикальные опоры (три года).

Раннее физическое воспитание

Двигательная активность позволяет младенцу познавать окружающий мир, то есть полноценно развиваться. Дальнейшая работа должна привести к формированию у дошкольника таких навыков:

  • метать, ловить и удерживать предметы, спрыгивать с высокой поверхности, вести трехколесный велосипед (четыре года);
  • все основные движения повседневной жизни, включая плавание, лыжную ходьбу, лазание по лестнице, преодоление преград и пр. (шесть лет).

Наконец, воспитательные задачи призваны выработать привычку к ежедневной физической нагрузке, умение самостоятельно заниматься своей физподготовкой. Сюда включено и развитие силы воли, крепких моральных принципов: смелость, честность, настойчивость, решительность.
Соблюдение принципов физического воспитания дошкольников, последовательное и своевременное решение указанных задач позволяет сформировать гармоничную, полноценную, успешную личность.

Этапы физического воспитания

Одним из этапов общественного воспитания выступает двигательная активность детей. С младшего возраста они должны быть развитыми в этом направлении. Педагогам из ДОУ нужно уделять своим подопечным повышенное внимание: всесторонне развивать их морально-волевые качества, всестороннее обучать на активных занятиях. Педагог проводит адаптацию ребятишек дошкольного периода к ДОУ. Это формирует у них необходимые для нормальной жизни качества.

К основным качествам, важным для полноценного существования личности, относят выносливость, силу, активную позицию по конкретным вопросам. Все эти качества, вкупе с психологическими чертами, составляют образ гармонично развивающейся личности. Лучшим периодом для закаливания организма, развития двигательных, а также речевых навыков, признается показатель до 7 лет.

ДОУ и физкультура

Физкультура с младшими детьми входит в состав общественного воспитания с наиболее узкой направленностью (по сравнению с педагогикой в целом). Это обучение двигательным движениям, овладения ребятишками специальных знаний, создание интереса к спорту. Задача образовательного процесса этого направления состоит в том, чтобы осознанно формировать у младшего возраста необходимость в активном движении, спортивных играх, в физкультуре. Это достигается путем совершенствования каждого человека: не только дошкольника, но и взрослого в его профессиональной жизни.

Фото - физвоспитание в ДОУ

Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особенное место в педагогическом процессе. Младший возраст заканчивается в 7 лет: тогда воспитатель наиболее эффективно может повлиять на своих учеников. Кроме того, в них закладывается основа для дальнейшего развития душевных и личностных качеств.

Физкультурные занятия как основа развития детей

Методикой физического воспитания дошкольников выступают способы его организации. К средствам воспитания подопечных в саду относятся физкультурные занятия, учрежденные и проводимые в этих образовательных учреждениях. Их ведет педагог, отвечающий за исполнение своих обязанностей и дошкольной программы. Оздоровительные цели, преследуемые физкультуре, достигаются двигательной активностью детей. Это повышает обменные процессы в организме, усиливает их активность. Основные задачи на физкультурных занятиях, которые ставит перед собой педагог, реализовываются формированием у дошкольника волевых качеств и освоения им простых знаний в спортивной области и культуре, усовершенствовании двигательных навыков.

Физкультурные программы в саду, школе различны по-своему содержанию. Все зависит от возраста детей. Поэтому структура занятия проводится с учетом особенностей работы нервной системы каждого дошкольника в определенном возрасте.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)