«Быть здоровым – великий труд», – так гласит известная народная мудрость. С давних времен пришло понимание того, что одного потенциала, заложенного в организм человека природой, мало. Чтобы вырастить молодое поколение сильным, крепким и счастливым, нужно проделать большую работу. Общество и семья должны, прежде всего, обратить внимание на физическое развитие детей.

Спортивная семья

Вспомните хотя бы суровое спартанское воспитание или древнегреческие гимназии. В результате ежедневных целенаправленных занятий и тренировок хрупкие мальчики превращались в выносливых воинов или атлетически сложенных олимпиоников.

Тематический материал:

Так почему же сегодня НИИ педиатрии бьет тревогу, говоря о том, что практически здоровыми можно назвать лишь 10% детей. У 35% дошколят уже диагностированы различные хронические заболевания, у 55% нарушена осанка, а 68 % имеют функциональные нарушения в работе организма? Быть может, мы, взрослые, увлеченные бешеным ритмом современной жизни, стремящиеся вырастить наших детей успешными интеллектуалами, забыли о главном? Давайте на краткий миг приостановимся и проанализируем ситуацию.

Как решить проблему?

Невозможно вырастить детей здоровыми, не уделяя внимания физическому воспитанию, в понятие которого мы, прежде всего, включаем охрану жизни ребенка, укрепление его здоровья, формирование и совершенствование базовых двигательных навыков. Эти задачи важны в любом возрасте, но в дошкольный период они приобретают особенное значение. Дело в том, что с первых дней жизни до 6 лет происходит бурное развитие детского организма:

  • формируется опорно-двигательный и мышечный аппарат; Здоровье детей

  • совершенствуется нервная, дыхательная и сердечно – сосудистая система;
  • происходит становление слуха, зрения, обмена веществ.

Важно наладить нормальную работу органов, ведь заложенной сейчас базой человек будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Распределение нагрузки и подбор средств и методов двигательной активности происходит с учетом возрастной и индивидуальной специфики ребенка.

В 2–3 года

Чтобы физическое воспитание приносило только положительные плоды, от родителей и педагогов ДОУ требуется глубокое знание детской физиологии. В младшем дошкольном возрасте особое внимание стоит обратить на:

  1. Формирование осанки: в детстве костная система пока еще богата мягкой и податливой хрящевой тканью, которая легко деформируется при воздействии неблагоприятных условий.
  2. Физиологическое развитие позвоночника: в 2-3 года появляются естественные изгибы в шейном, грудном и поясничном отделах. Правильное их формирование обеспечит свободное дыхание и корректное функционирование внутренних органов, сосудов и нервной системы.
  3. Профилактику плоскостопия: чтобы избежать проблем в будущем, нужно постоянно выполнять специальные упражнения на укрепление мышц, а также подобрать малышу правильную обувь. Мальчик играет в мяч

В этом возрасте ребенок уже многое умеет: он ходит, бегает, прыгает, довольно хорошо владеет руками. Стоит отточить эти жизненно важные движения и усовершенствовать их, постепенно усложняя.

Обратите особое внимание на развитие чувства равновесия, умение преодолевать препятствия (перешагивать, перепрыгивать, карабкаться, проползать).

Полезными будут упражнения на бросание мяча в цель. Они развивают глазомер и координацию, укрепляют мышцы и слабый связочно-суставной аппарат.

В 4-6 лет

Таким деткам свойственна потребность в активном движении. Этой возрастной особенностью обязательно нужно воспользоваться, обучив малышей новым двигательным умениям: бегу, прыжкам, катанию на качелях, игре с мячом. Такие упражнения развивают ловкость, чувство равновесия и умение выполнять координированные движения.

Родителям нужно помнить, что при помощи посильных физических упражнений можно добиться:

  1. Увеличения массы, силы и работоспособности мышц. С четырех лет эти показатели начинают различаться у мальчиков и девочек.
  2. Укрепления мышечного корсета спины и живота, формирующего правильную осанку ребенка.
  3. Повышения работоспособности сердца и силы его сокращений.
  4. Изменения глубины дыхания, которое увеличивает жизненную емкость легких, предупреждает образование застойных явлений в их плохо вентилируемых частях, тренирует подвижность грудной клетки.
  5. Развития мелкой моторики.

В 4–5 лет процесс окостенения позвоночника еще не закончен, он обладает большой гибкостью и податливостью. Об этом нужно помнить, подбирая физические нагрузки для ребенка. Ведь перенапряжение или длительное пребывание в неправильной статической позе могут привести к сутулости или сколиозу.

Регулярные физические нагрузки в сочетании с природными факторами (солнечными, воздушными и водными процедурами) способствуют оздоровлению детского организма и укреплению его иммунной защиты, повышая сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.

Дети бегут

И это еще не все: дошколята открыты для обучения, новые знания они впитывают, как губка, легко создавая нейронные связи в коре головного мозга. Поэтому именно сейчас легче всего привить детям навыки здорового образа жизни: научить их выполнять режим дня, соблюдать правила гигиены, закаливать и укреплять свой организм, что также является важнейшей задачей физического воспитания. А спорт и движение с ранних лет формируют у ребятишек такие ценные качества, как ловкость, выносливость, упорство, трудолюбие и целеустремленность.

Популярные методики

Обязанность по физическому воспитанию и развитию ребенка с рождения до шести лет практически полностью ложится на семью. Чтобы не навредить малышу и добиться хороших результатов, родители должны действовать грамотно и профессионально. А если знаний и опыта не хватает, тогда стоит воспользоваться полезными советами и рекомендациями известных практикующих методистов.

Из опыта В.А. Шишкиной

Основной упор в своей работе педагог делает на двигательную активность, рассматривая ее, как основу для укрепления здоровья, в том числе и психического, профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, а также, как важное средство воспитания. Больше половины всего времени бодрствования дошкольники проводят в движении, но при этом не устают, так как очень часто, до 1000 раз в день, меняют позу, поочередно напрягая и расслабляя группы мышц. Эту особенность детского организма нужно обязательно учитывать, создавая условия для чередования различных движений. Заинтересовать малыша можно, превращая сложные и скучные упражнения в увлекательные игры:

  1. На ритмичность шага: двумя веревками обозначить направление, по которому нужно пройти, пока звучит стихотворение: «По длинной дорожке шагают наши ножки. Так долго мы шагали, что, наконец, устали. Топ-топ, топ-топ, стоп». Затем нужно хлопнуть в ладошки и остановиться. Это упражнение рассчитано на деток 2–3 лет, развивает ритмичность шага и координацию движений.
  2. На лазание: ребенок становится на четвереньки, изображая котенка. Мама привязывает бантик к веревочке и предлагает малышу поймать его, все время отходя от ребенка и заставляя его преодолевать различные препятствия (тоннель в виде стула или горку из наклонной доски). Гимнастика для детей
  3. На прыжки: малыши изображают зайчиков, прыгающих на полянке. Как только появляется волк – каждый кроха должен впрыгнуть в «домик» – обруч, положенный на землю.

Особое внимание методист уделяет малоподвижным детям. Они вялые, пассивные, быстро устают. Но такой недостаток поведения в детском возрасте вполне поддается коррекции. Способ растормошить малыша и привить ему потребность в активности, а также другие тонкости физического воспитания дошкольников вы узнаете из книги В.А.Шишкиной «Движение + движения».

Идеи Никитиных

О семье Никитиных заговорили еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Многодетные супруги разработали уникальную систему воспитания, эффективность которой доказали на примере своих детей, которые поражали здоровьем, ловкостью и интеллектом. Все дело – в правильном физическом развитии малышей, расширяющим границы возможностей:

  • уже в период беременности мама должна много двигаться и выполнять физические упражнения;
  • нельзя слишком тепло одевать малыша: в комнате достаточно трусиков и маечки;
  • в жилом помещении должно быть прохладно, не выше 18 градусов С;
  • важны продолжительные воздушные ванны, даже в мороз;
  • ныряние с головой в холодную воду, по утверждению методистов, запускает механизм терморегуляции малыша; 

    Ныряние в воду
  • хождение босиком стимулирует активные точки, расположенные на стопе, и закаляет;
  • важны постоянные физические упражнения на общее развитие.

Интересно, что Никитины против режима дня. Они считают, что расписание «по часам» может вызвать переутомление у малыша, и навсегда отобьет желание заниматься вмененным в обязанность делом.

Опыт В.Н. Шебеко

Педагог предлагает уникальную оздоровительную методику с использованием природных факторов. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры дополняют эффект от физических упражнений, поэтому не стоит ими пренебрегать:

  • больше гулять на свежем воздухе;
  • на природе выполнять с детьми специальные упражнения, тренирующие слух, развивающие зрение и обоняние: «Давай послушаем, как журчит водичка», «Посмотри вдаль, на очертания леса. Что они тебе напоминают?»;
  • выполнять различные виды движений: пройти, балансируя, по поваленному дереву, ухватившись за сучок руками, повисеть на нем, перепрыгнуть через ручеек или сбежать с горки, прямо в объятия мамы или папы;
  • чаще ходить босыми ногами по земле, а если есть такая возможность, то и по воде. 

    Босиком по траве

Такие занятия на природе имеют большое значение: укрепляют мышцы, сердце и легкие, развивают органы чувств, закаливают, усиливая иммунную защиту, создают психологический комфорт.

Подробнее ознакомиться с их характеристикой можно в книге Валентины Николаевны «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Родители могут позаимствовать интересные идеи, касающиеся системы закаливания малыша. Помимо обязательных прогулок, автор методики предлагает:

  • многократно умывать ребенка холодной водой;
  • часто полоскать горло;
  • обязательное ходить босиком;
  • использовать пульсирующий климат – резкую смену температуры окружающей среды.

Педагог не обходит своим вниманием такие темы, как приучение дошкольников к режиму дня, организация активного отдыха и тренировка основных движений в зависимости от возраста малыша. Она вводит в план своих занятий так называемые домашние задания по физкультуре: отработку комплексов утренней гимнастики или упражнений на формирование свода стопы или осанки.

Постулаты Кенеман и Хухлаевой

Совместно созданный этими известными преподавателями учебник «Теории и методики физического воспитания (ТМФВ) дошкольников» издан еще в 1975 году. Но до сих пор он является методологической основой для современных педагогов, пропагандируя связь физического, нервно-психического и умственного развития. Множество аспектов и положений не теряют своей актуальности и сегодня. Например, некоторые воспитатели предпочитают обучать детишек осознанным движениям поэтапно, следуя рекомендациям методистов:

  1. Демонстрируют и разъясняют каждый элемент.
  2. Предлагают выполнить его, сопровождая словесными комментариями: «Поднимаем палку вверх. Смотрим на неё. Опускаем». Упражнения с палкой
  3. Просят малыша вспомнить последовательность всего упражнения, сначала проговорив, а затем выполнив его.

Задействование мышечной, зрительной, слуховой и звуковой памяти помогает быстро и надолго запомнить упражнение и точнее выполнять его.

Еще один характерный прием, заимствованный из методики Кенеман и Хухлаевой – объяснение правил новых подвижных игр при помощи коротеньких увлекательных историй. Например, обычные догонялки можно обыграть следующим сюжетом: «Вышли в сад цыплятки, желтые ребятки. Зернышки клюют, лапками гребут. А на солнце у дорожки, растянувшись, дремлет кошка. Глазки открывает, цыпляток догоняет». С помощью ярких образов мы добиваемся понимания ситуации, усиливаем эмоции и азарт.

Педагогами составлена подробная программа физического развития ребят в младшей, средней и старшей группах детского сада с учетом показателей их здоровья.

Программа Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам»

Здесь сосредоточен уникальный опыт педагога. Речь, прежде всего, идет об укреплении здоровья детей. А этого можно достичь с помощью четко организованного режима дня, соблюдения правил гигиены, закаливания, массажа, водных процедур, физических упражнений и подвижных игр. По каждому разделу автор дает интересные советы и описывает ожидаемые результаты.

Педагог напоминает о необходимости воспитывать во время занятий физкультурой. Например, играя в снежки, напомните ребятам о правилах безопасности. Задайте вопрос: «А можно ли целиться в животных или прохожих?» и объясните, почему нельзя. Выбирая упражнения, отдайте предпочтения тем, которые формируют смелость, выносливость, терпеливость и упорство.

Зимние забавы

Для решения образовательных моментов Глазырина рекомендует использовать прогулки на свежем воздухе. Обращайте внимание детей на окружающую их природу: полюбуйтесь красотой осенних листьев или голубизной весеннего неба. Попутно учите детей правилам поведения на улице: объясняйте, как дышать на морозном воздухе, как бегать, чтобы не упасть, как успеть сгруппироваться, если поскользнулся.

Также много интересного вы почерпнете для себя, полистав страницы книги Л.Д.Глазыриной «На пути к совершенству».

Опыт Пензулаевой

В своих разработках методист дает рекомендации, предназначенные, прежде всего, для педагогов дошкольных учреждений. Но некоторые моменты могут быть интересны и родителям, увлеченным воспитанием малыша.

Пензулаева говорит о том, что занятия для дошколят нельзя превращать в строгий академический урок, лучше – провести все упражнения в игровой форме, интересной и доступной детям. Подбор заданий нужно осуществлять строго в соответствии с возрастными особенностями.

Например, методист обращает внимание, что ходьба является базовым движением, и практически все дошкольники уже довольно уверенно владеют им. Но походка остается тяжелой, они шаркают ногами, неправильно ставят стопу, горбят спину или слишком размахивают руками. Поэтому педагог делает упор на совершенствование навыка, предлагая следующие упражнения:

  1. Для 3–4 лет: «Поезд из Ромашково» – детки выстраиваются в колонну с воспитателем во главе, создавая импровизированный паровозик с вагончиками. Учатся ходить в заданном темпе, меняя траекторию, преодолевая различные препятствия и сохраняя дистанцию.
  2. В 5–6 лет: «Куда идем?» – ребятишки стоят друг за другом. Возглавляющий колонну держит в руках плюшевого мишку, замыкающий – зайку. По команде дети начинают идти за тем малышом, чью игрушку назвали. Затем меняют направление движения. Занятия физкультурой
  3. В 6–7 лет задача усложняется: нужно не просто учиться ходить, а еще и рассчитать длину шага. Для этого предлагаем детям сначала преодолевать лежащие на полу препятствия: кубики или веревочки, а затем, постепенно ускоряясь, перейти на бег.

О подобных занимательных упражнениях на другие виды основных движений вы прочтете в книге Л.И Пензулаевой «Физическая культура в детском саду».

Метод Степаненковой

Педагог делится секретом оздоровления формирующегося организма, дает обоснование совершенствования двигательных навыков и методические рекомендации по проведению занятий, а также знакомит с критериями нормального физического развития малыша. Ребенок должен уметь:

  1. В три года: ходить и бегать в группе, соблюдая дистанцию, прыгать на двух ногах, совершать манипуляции с мячом, преодолевать препятствия, самостоятельно кушать ложкой. Преодоление препятствий
  2. В пять лет: забираться на шведскую стенку, ловить мяч с расстояния больше метра или выполнить упражнения на равновесие. Малышу не составит трудности спрыгнуть с высоты, прокатиться на двухколесном велосипеде и скользить по льду.
  3. В шесть лет: легко ходить и бегать, держа осанку и сохраняя ритм, прыгать в длину на 80 сантиметров и в высоту на 40, лазать по шведской стенке с изменением темпа.

Чтение подобной отечественной и зарубежной методической литературы даст родителям базовые знания по возрастной физиологии, педагогике, психологии и поможет профессионально подойти к вопросу воспитания ребенка.

Анализ показателей физического развития

Как только малыш появляется на свет, медики сразу же оценивают его состояние и физическое развитие, ориентируясь на, так называемые, антропометрические данные. С этого момента каждый месяц на приеме у педиатра ребенка будут взвешивать, измерять длину его тела, окружность груди и головы, а затем проверять соответствие этих показателей усредненным возрастным нормам. Для этого медики и родители могут воспользоваться различными способами.

Центильный метод

Центиль – это графа в специальной таблице, куда занесены результаты антропометрических измерений детей разных возрастных категорий в порядке возрастания. Причем из ста человек, участвовавших в исследовании, указывают данные третьего (или пятого), десятого, двадцать пятого, пятидесятого, семьдесят пятого, девяностого и сотого ребенка в порядке возрастания – от самых низких показателей, к высоким. Для удобства нумерация сохраняется в том же порядке, только указывается в процентах, да еще дублируется номером колонки от 1 до 8.

Центильная таблица

Пользоваться таблицей несложно:

  • вы снимаете антропометрические показатели ребенка;
  • сравниваете их с нормативными данными и проводите оценку;
  • центильный коридор с 3 по 6 колонку (от 25 до 75%) считается нормой, в таблице он выделен цветом.
  • столбцы 1 и 8 могут указывать на патологию развития, а 2 и 7 – требуют дополнительной консультации врача;
  • следует учесть, что значения для мальчиков и девочек будут отличаться.

Родителям важно помнить, что диагностику заболеваний по центильным таблицам не проводят.

Если выявлены какие-либо отклонения, паниковать не стоит: причиной их отличия от нормативных данных могут стать индивидуальные особенности ребенка или наследственные признаки.

Шкалы регрессии

В этом случае антропометрические измерения рассматриваются в совокупности, принимая за базовую единицу рост крохи. Суть этого метода в том, что при увеличении длины тела соответственно должны измениться и другие параметры: объем головы, грудной клетки и вес.

Нормативные шкалы построены на основании проведения многочисленных исследований детей одного возраста, национальности и пола, проживающих в одной местности. Значения роста малыша разбиваются на 5 групп: от низкого до высокого. В остальные графы заносят так называемый коэффициент регрессии, который показывает, как меняются показатели других антропологических измерений, при увеличении длины тела на 1 см. Как работать с такой шкалой:

  • для начала измерить рост ребенка и определить его место в таблице; Измеряем малыша

  • провести сравнительный анализ, высчитывая, так называемое, сигмальное отклонение, то есть разницу между фактической и нормативной величиной;
  • в таблице найти сигму веса, разделить на нее полученную ранее цифру;
  • охарактеризовать тип физического развития, как гармоничный или дисгармоничный.

При избыточном или недостаточном росте и весе педиатр направит ребенка на консультацию к эндокринологу. Эти показатели часто помогают выявить нарушения обменных процессов на ранней стадии развития.

Для оценки физического состояния ребенка можно использовать и другие методы: сигмальных отклонений, скриннинг-тесты, номограммы или измерение физиометрических показателей.

ФГОС

Федеральный образовательный государственный стандарт – это нормы и принципы, которые определяют основные положения физического развития детей младшего возраста. Образовательная часть ФГОС направлена на:

  • укрепление здоровья;
  • тренинг таких физических качеств, как сила, работоспособность, гибкость, координация;
  • формирование желания активно двигаться;
  • создание первичных представлений о культуре здоровья;
  • зарождение интереса к различным видам спорта.

Способ решения таких задач зависит от возраста ребенка и реализуется в определенных видах деятельности под непосредственным руководством взрослых. Среди наиболее эффективных:

  • утренняя зарядка;
  • физкультминутка;
  • упражнения в разных видах движений;
  • спортивные занятия; Спорт в саду
  • самостоятельные движения;
  • пальчиковая гимнастика.

В документе отмечается взаимосвязь физической культуры с трудовым, эстетическим, духовным и нравственным воспитанием ребенка, поэтому необходима, как важный составной элемент гармоничного развития личности.

В разделе «Содержание психолого-педагогической работы» намечены конкретные цели, на которые должны обратить внимание преподаватели и воспитатели, а также даны рекомендации к их достижению, например:

  • для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плечевого пояса необходим массаж, лечебная гимнастика, специальные упражнения и двигательную активность;
  • обучение правилам гигиены предлагается проводить в форме дидактических игр, решения различных сюжетных задач, практической деятельности.

Документ содержит ценные рекомендации по планированию, организации и наполнению занятий, решается вопрос об их длительности, выборе инвентаря и места проведения в соответствии с возрастом детей.

И, конечно, особая роль отводится родителям. В семье, где мама и папа активны, любят спорт, являются сторонниками здорового образа жизни, не может вырасти слабый, пассивный, безразличный и злой ребенок.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)