Образование – обязательное понятие для всех и для каждого. Без школы очень сложно обойтись, ведь она, помимо необходимых общеобразовательных знаний, дает коммуникативные навыки, прививает определенную систему ценностей, учит чувству ответственности, обучает системной работе, дарит первый опыт адаптации к будущей взрослой жизни… Обучает всему тому, чему находясь дома, научиться практически нереально.

Тяга к знаниям

Школа готовит, но и в школу ребенка нужно отправлять не в ожидании «его там всему научат», а подготовленным. Тогда и стрессов у дошколенка будет меньше, и учеба даваться легче и проблем с адаптацией к новому статусу «младший школьный возраст» минимум.

Подготовительные занятия – чем раньше, тем лучше

Как бы это не странно звучало, но чем старше ребенок, тем сложнее подготовить его к обучению в школе. Особенно, если он не ходит в детский сад (в дошкольном коллективе воспитатель проводит занятия по специально установленной методике, дети же, соревнуясь, друг с дружкой, быстрее схватывают материал), а сидит с мамой или бабушкой дома. И тем более, когда прежде к этому никаких шагов не предпринималось. Так, если в 4-5 лет кроха не особо задумываясь, учит понятие «больший-меньший», «гласная-согласная», «звук-буква», «число-цифра», особенно если родители выступают не в роли строгого учителя, а играют с ним в интересную игру.

Тематический материал:

То в 7 лет – переломный возраст от малыша до школьника — он уже начинает стесняться своих незнаний. Играть «как малыши» ему уже не пристало, а «как взрослый» — еще не умеет. Возникает конфликт, выливающийся сначала в «не понимаю-не хочу», потом в «не хочу-не буду — не интересно». Особенно, если малыш по своей натуре замкнут. И тут родителям нужно хорошенько потрудиться (главное – терпеливо и тактично, без криков и обвинительных ярлыков!), чтобы ситуацию эту переломить.

Как привить ребенку любовь к обучению

Идеальное время обучаться школьной жизни – 5-6 лет. К этому возрасту ребенок:

  • имеет достаточно внушительный словарный запас (он, как правило, составляет порядка 2 тысяч слов, среди которых есть уже и временные понятия и пространственные);
  • воспринимает и сам использует сложные предложения;
  • знаком с элементами учебной деятельности (пусть и в игровой форме);
  • самостоятельно планирует, а потом и контролирует, анализирует свои действия;
  • понимает разницу между просьбой и указанием;
  • у него уже достаточно хорошо развита мелкая моторика рук (по крайней мере, так должно быть, если он рисует, лепит, собирает конструктор, мозаику, пазлы);
  • умеет пользоваться своими органами чувств и понимать их сигналы (различает «крупный» и «мелкий, «высокий» и «низкий», «короткий» и «длинный», «черный» и «белый», «легкий» и «тяжелый»);

Все что нужно заботливым родителям — подобрать методику и материал, чтобы правильно этот багаж использовать, развивая:

  • память малыша;
  • логику;
  • умение (навыки) писать;
  • элементарные математические знания.

Игра как основа занятий

Любой родитель должен взять себе за правило: ребенок, а не так как он выглядит в глазах других, наибольшая жизненная ценность. Он требует уважение к своим интересам и не потерпит, если с ними не считаются. Но при этом есть некоторые беспроигрышные секреты общения, что предпочитают дети, которых пытаются научить. В устах детей они выглядят примерно так:

  • придираетесь, ворчите, когда я делаю что-то не так, пойду в глухую защиту – притворюсь глухим, но вообще не стану больше этого делать; Почему мы кричим
  • говорите, что никогда не делали таких ошибок, не буду даже стараться достигнуть ваших высот – это невозможно;
  • делаете за или вместо меня то, что я смог бы сам – продолжайте, я устраняюсь от выполнения данного задания;
  • продолжаете считать меня малышом, отыграюсь – стану плаксой-ваксой, нытиком-надутиком;
  • запугиваете, буду врать и изворачиваться, а не делать то, что у меня не получается;
  • пообещали, а не сделали – не ждите от меня обязательности;
  • мне страшно, что у меня не получится, и вы с этим согласились, не показав, что такое мужество преодоления трудностей, буду бояться еще больше.

Изначально подготовка к школе включает занятия для дошкольников в игровой форме, но упорно, последовательно и методично, плавно переводя игру в хоть и маленький (15-20 минут), но уже урок.

Дошколята и математика

Первые занятие в качестве подготовки к математике можно проводить прямо по дороге домой, в магазин, даже сидя на стуле. Вот примерные задания, развивающие счет, умение решать задачки и логические размышлять:

  • идем по улице, видим, что на ветке дерева (на кусте, проводах), сидят птички, заинтересовано говорим: «смотри, сколько тут птиц насело, а давай-ка их сосчитаем!», и считаем вслух вместе с ребенком, выразительно проговаривая числа. Улетела птичка, тут же произносим: «На одну стало меньше. Сколько же их теперь?». Прилетела и подсела: «Птички добавились, пересчитаем?» — тут сразу и счет, и понимание действий вычитания и сложения, и наблюдательность;
  • поднимаемся по лестнице к квартире: «Интересно, сколько же у нас тут ступенек?», кроха тут же начнет их пересчитывать – это закономерность. Если он не знает дальше числа, подсказываем. А в следующий раз, когда вы спускаетесь или вновь поднимаетесь, предлагаете: «А давай проверим, не стало ли ступенек больше (меньше)» — закрепляете счет;
  • сидя на стуле, произносите, намеренно ошибаясь: «Как он не падает? Наверное, у него шесть ножек. Проверим?». После того, как ребенок сосчитал, продолжаем: «А спинок (сидений) больше или меньше?» — умение сопоставлять, сравнение.

То же самое можно проделывать с любыми предметами, попадающимися на глаза или в руки.

Мальчик считает

Дальше – письменные занятия. Если нет возможности купить дидактические тетради, берем обычные тонкие тетрадки для математики:

  • рисуем точку в клеточке, через клеточку, через две и так далее;
  • обводим клеточку, считая, сколько получилось черточек, вводя слово «отрезок», «сторона»;
  • соединяем чертой противоположные углы клеток;
  • вводя понятие «геометрические фигуры», предлагаем ребенку соединить по две-три клеточки так, чтобы получались квадраты, прямоугольники, треугольники, поясняя, что если все стороны одинаковые это квадрат. Проговаривая слова «длина», «ширина», «высота», указываем на особенности треугольника (у него три стороны). Указываем на разницу между квадратом и прямоугольником и поясняем, что ширина его – короткие стороны, длина – длинные. Спросит: «что такое высота?», объясните, что высотами называют стороны фигуры.

Кстати, круги, квадраты, прямоугольники и даже трапеции плотно окружают нас дома. Они там большие, меньшие по размерам, правильные не правильные, наклонные, острые, тупые. Это предметы мебели, кастрюли, одеяла, подушки. Главное, не забыть показать и сказать какой они формы. Это тоже занятия по математике для будущих первоклашек. А чтобы не было скучно, соревнуйтесь, кто больше найдет квадратов, кругов и так далее. На улице – кто больше насчитает красный машин или зеленых, голубей и воробьёв…

Следующая фаза – цифры. Их не обязательно (!) писать, их нужно знать. Это можно сделать, примерно так:

  • вырежете из плотного (желательно цветного) картона несколько комплектов цифр, называя число «у нас ТРИ конфеты» кладем рядом с предметами цифру, потом, откладывая её в сторону, просим найти ее среди других;
  • рисуем вместе с ребенком большие цифры и просим заштриховать их, проговаривая, какому числу они соответствуют;
  • ищем цифры в номерах домом, квартир, почтовых ящиков и тому подобное;
  • разбрасываем цифры по столу или полу и сначала находим вместе, а потом просим малыша самостоятельно найти одинаковые; Коврик пазл
  • показываем цифру и называем ошибочное число, спрашиваем «правильно?», заставляя малыша сравнивать цифру и сказанное слово;
  • обозначаем контурные точки картинки цифрами, ребенку нужно их соединить линиями по порядку. Сделает правильно – найдет изображение;
  • картинку делим по зонам. Номеруем их. Каждую зону нужно разукрасить в определенный цвет (под цифрой 1, скажем, красный, под 2 – желтый). Получаем красочную картину.

Также можно использовать трафареты, обводить точечно обозначенные циферки, приклеивать их к листу…

Подготовка будущих первоклассников по письму

Имея в виду то, что вы уже научили свое чадо правильно держать ручку или карандаш, письменная подготовка детей к поступлению в школу начинается с показа строчки в тетради в косую (!) линию. Да-да, именно так, причем проведя по ней пальцем. Это нам взрослым видны линии, строчки, начало и конец страницы, понятно, что писать нужно слева направо, а не наоборот. Для ребенка это вовсе не очевидно, он не знает и не должен знать ничего подобного — и нечему тут удивляться.

Девочка учится писать

И знайте, не просто НЕ НУЖНО учить ребенка писать буквы, этого делать НЕЛЬЗЯ! Мало того, это вредно. Даже если вы педагог или ваша мама заслуженный учитель младших классов. Правильно писать буквы по четко установленному порядку, специально разработанным методикам учит учитель — в первом классе. Ребенок должен лишь быть подготовлен к их написанию.

Итак, определившись с линиями, проводим следующие занятия:

  • пишем на строчке точки в произвольном порядке;
  • учимся писать точки на равномерном удалении. Сначала кто-то из родителей ставит точки карандашиком, ребенок их повторяет ручкой, потом малыш продолжает делать это самостоятельно;
  • соединяем линией две рядом стоящие точки, делая между соседними пробел;
  • прописываем ровные, затем наклонные черточки от верхней до нижней линии строчки. Не нужно ругаться, если черточки танцуют, а не параллельны друг дружке. Это придет со временем. Лучше нарисовать, скажем, цветочек (машинку) посреди строчки и попросить огородить его черточками-забором с одной стороны, а потом с другой;
  • выводим нижние петельки. Это сложно и скучно. Поэтому лучше карандашом нарисовать в тетради какого-то маленького зверька с загнутым хвостиком (кошку, мышку, змейку) и попросить дорисовать ручкой кончик-петельку;
  • отрабатываем навыки написания черточки с петелькой. Рисуем, например, шляпки зонтиков, а дети пририсовывают им ручки. Чтобы было интересней, это можно делать разноцветными ручками;
  • рисуем в тетради маленькое и большое солнышко, луну, месяц и заштриховываем (не закрашиваем!) их. Штриховка, как никакое другое упражнение, вырабатывает четкость, легкость и плавность линий, свободу их написания;
  • соединяем рядом стоящие черточки, петельки непрерывной линией. Это могут быть волны, рожки барашки, усики стрекозы или бабочки, забор, крыша домика для гномика, лепестки цветка, дымок от паровоза.

Кроме работы в тетради подготовительные занятия по письму заключаются в том, что ребенок:

  • рисует мелкие предметы (например, грибочки, вишенки, глаза у мишки или феи);
  • изображает веселые и грустные рожицы, прорисовывая круги;
  • обводит контуры картинок;
  • заштриховывает предложенные изображения в одном направлении, не выходя за линию;
  • не отрывая руки, рисует зигзаги, спираль (например, улиткин домик, свернувшуюся в клубок змею, собранный шланг, которым поливали бабушкин огород) – от наибольшего витка к наименьшему.

Кстати, это очень непростой и крайне важный этап подготовки – разрабатывается кисть руки, мелкая моторика пальчиков, усидчивость, без которой в школе не обойтись, умение сосредотачиваться, свободное владение ручкой и карандашом.

Все эти занятие проводятся не одним днем, а на протяжении нескольких месяцев (минимум – семи-восьми). Так что если вы не уделяли внимания подготовке к школе раньше, отнимите от сентября восемь месяцев, и принимайтесь за активную работу. Уже в первом классе ребенок скажет вам спасибо, а учитель отметит хорошую базу так необходимую малышу для старта во взрослую жизнь.