Малыш готовит

Часто взрослые воспринимают за детскую самостоятельность ряд навыков привитых ему родителями. Здесь идёт подмена понятий. Независимость это не только выполнение правил:

  • умываться;
  • мыть руки перед едой;
  • убрать со стола грязную тарелку;
  • надеть шапку на прогулку.

Всё это хорошо, но это правила навязанные взрослыми. Они выполняются малышами, чтобы не расстраивать маму и не слышать недовольства в её голосе. В детских учреждениях дети вместе моют руки, едят, ложатся спать, собираются на прогулку. Это не подражание, желание продемонстрировать свои навыки. Во всём у детей в коллективе есть элемент соревнования — это не самостоятельность.
Рисуют, поют, танцуют на занятиях под руководством педагогов. У кого-то получается хуже, у кого-то лучше. Это проявления старательности и заинтересованности.

Самостоятельность – это когда ребёнок решает что-то сделать и добивается определённого результата, путь от желания к результату без подсказки взрослых. Хорошо, когда ребёнок спрашивает, можно или нельзя. Только часто первые проявления вышеописанного качества в раннем возрасте бывают спонтанными. Основная задача родителей и воспитателей — не напугать и не отбить у ребёнка желание проявлять инициативу.

Признаки воспитания независимости

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста начинается с предоставления ему свободы выбора. На предложение, давай сделаем…, он может ответить отказом. Это его решение, и требовать обратного при такой постановке задачи не нужно.

Для формирования самостоятельного, уверенного в своих силах человека, нужно терпение, немалая выдержка, и большое дружеское участие во всех начинаниях малыша. Необходимо советовать, подсказывать, но ни в коем случае не делать за него, чтобы не отбить желание познавать мир через практику, и не развить комплексы.

Развитие самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста начинает проявляться в моменты выказывания заботы о ближних, малышах, животных.

Когда ребёнка не просят выполнять какие-либо действия, а сам он видит, что необходимо убрать бумажку с пола, вытереть пролитый чай, и выполняет это лишь потому, что он так решил – это и есть самостоятельный поступок.

Тематический материал

Далеко не все дети могут проявить себя, некоторым необходим первый толчок. Научившегося ходить за руку малыша, можно приучить выбрасывать использованный подгузник в ведро. Не пройдёт много времени, и он научится самостоятельно определять время замены испачканной одежды на чистую. Этот поступок будет продиктован неудобством и дискомфортом.

Интерес малышей к технике и кухонной утвари велик. Дав несколько раз ребёнку включить микроволновку, в скором времени он захочет сделать горячий бутерброд сам. Видя, что обычно делаются бутерброды на всю семью, он постарается скопировать все действия мамы самостоятельно.

Ребёнок 4 — 5 лет делает это уже осознанно, но для ребёнка младшего возраста необходим присмотр. Расценить это он может, как недоверие, поэтому стоит уточнить, нужна ему помощь или нет. При отрицательном ответе, можно попросить посмотреть, что он делает.

Бывает сложно смириться с тем, что малыш пытается включить газ, электрический прибор, берёт острый нож и неумело кромсает хлеб. Нужно подавить первое желание крикнуть: — «брось, нельзя!». Необходимо сдержать свой порыв, и спокойно наблюдать, подправляя его неверные движения, чтобы ребёнок не стал прятаться, пытаясь овладеть навыком пользования, заинтересовавшего его предмета.

Нужны ли животные в доме?

Животные в доме частично могут заменить друга. Провоцируя ребёнка на игру, они помогают развить у малышей способность к принятию решения. Это только первые шаги к общению. Решение завести собаку или кошку очень ответственное. Кроме того, что животное становится членом семьи, оно имеет собственный характер.

Однажды у ребёнка возникнет непреодолимое желание узнать, каков его четверолапый друг на ощупь. Собака может предупредить рычанием, напугав малыша. Всегда необходимо помнить про зубы и когти. Воспитывать придётся и ребёнка и животное, вырабатывая манеру поведения обоих. Первые тактильные контакты между подопечными необходимо контролировать.

Менее опасны для детей хомячки, черепашки, а аквариумные рыбки вообще безопасны. Дети способны заботиться о них. Гуляя по улице, малыши рвут траву для хомячков и черепах – это решение самостоятельного человека, порадовать своего друга, живущего в клетке. Наблюдая за рыбками, редко у ребёнка не возникнет желания покормить их.

К трём годам дети, заботящиеся о домашнем питомце, способны перебирать и складывать собственные вещи в ящик шкафа, подметать комнату, убирать игрушки на отведённое место и расставлять собственные книги на полку. Сначала он будет следовать примеру взрослых, чуть позже надо быть готовыми к тому, что места для его личных вещей могут поменяться в соответствии с его личными предпочтениями. Это ещё одно доказательство самостоятельности у детей дошкольного возраста.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(4 голоса, в среднем: 4.8 из 5)