Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить позже, чем девочки. И всё-таки, существуют общепринятые ориентиры, на которые мы и будем опираться. Так что же должен уметь произносить ребёнок старше 4 лет?

Развитие речи ребёнка в 4 года

В 4 года малыш уже накопил достаточный словарный запас формирует свои мысли в понятные связные фразы. Это могут быть как простые, так и сложные и сложноподчинённые предложения. Например: «На улице дождь, я надену плащ». «Папа сказал, что мы пойдём на качели».

Тематический материал:

В этом возрасте ребёнок ещё не может правильно произносить все звуки, и пока это не критично. Но родителям стоит прислушаться, какие именно звуки не даются их малышу. И в дальнейшем, возможно, поработать над ними с логопедом.

Очень важно для скорейшего развития речи у детей от 4 до 5 лет как можно больше разговаривать с ними. Если вы решили почистить картошку, сообщите об этом ребёнку. Варите суп? Не забывайте комментировать свои действия. Папа может рассказать о своих занятиях. Чем больше грамотной связной речи слышит ваш сын или дочь, тем скорее и увереннее будет формироваться его речь.

Особенности развития речи

После 4 лет ребёнок мыслит отвлеченно и отвечает на вопросы взрослых. Чтобы помочь ребёнку развить речь, можно использовать несложные игровые приемы.

Если мы гуляем на улице с ребенком и видим бабочку, стоит вместе определить действие, которое она совершает. Бабочка порхает, летает; собака бегает и лает; муравей ползёт.

Надевая на прогулку шапку или шарф, стоит упомянуть, что это вещи шерстяные, голубые или розовые( в зависимости от цвета), к тому же теплые. Чем больше прилагательных, обозначающих признаки предмета, ребёнок сможет подобрать к слову, тем лучше для развития его речевых навыков. Похвалите вашего малыша, если ему удалось подобрать сразу несколько слов описывая, предположим, мяч или варежки. Ребенку будет приятна похвала взрослых и это станет дополнительным стимулом к совершенствованию речи.

Упражнения

Существует ряд нехитрых упражнений, которые можно использовать для речевого развития детей в домашних условиях или на прогулке.

  • Попросить своего малыша высунуть язык и сказать «бе-бе-бе» или «ме-ме-ме».
  • Поднять язычок к верхнему нёбу, а потом опустить вниз. Можно покричать младенцем «уа-уа».
  • Полезно играть с малышом в игру «наоборот». Например, мама говорит «горячо», а ребёнок отвечает  «холодно». Мама говорит «высоко», малыш – «низко».
  • В возрасте 4-5 лет полезно начинать считать с ребенком, изменяя слово вместе с числительным. Например: один заяц, два зайца…пять зайцев и так далее. Форма существительного меняется и ребёнок запоминает это, что впоследствии будет важно для грамотного письма.

Такие упражнения желательно делать регулярно и повторять по 8-10 раз.

Речевое развитие детей 4-5 лет

Если вы всё же решитесь обратиться к логопеду, а это будет не лишним даже для абсолютно здорового ребёнка, не забывайте, что здесь также важна регулярность занятий и позитивный настрой на упражнения.

Тематический материал:

Так называемый грамматический строй речи у ребенка можно и нужно формировать сознательно. Например, вы называете ему какое-то существительное и просите поставить его во множественное число: стена-стены, кружка-кружки, спинка-спинки. Причем речь может идти не только о спине ребёнка, а и о спинках сидений в автобусе.  А слово кружки с другим ударением может оказаться и кружками на асфальте, нарисованными разноцветными мелками и различными секциями для занятий с детьми. Обращайте внимание ребёнка на такие особенности русского языка, ему будет интересно, а заодно, он будет учиться говорить правильно.

Обратите внимание малыша, что не все слова во множественном числе звучат также как и в единственном.

Забавный эпизод их жизни ребёнка. Мальчик в первом классе, проверяя звонкость и глухость согласных на конце имен существительных, ставил их во множественное число и делал это правильно. Дуб-дубы, комод-комоды, столб-столбы. Всё шло хорошо, пока он не дошёл до слова лев. Здесь он уверенно написал леФ, через ф, а на вопрос, как проверил это слово, вполне внятно ответил: «Как, как? Конечно, много леФов».

Если ваш ребёнок ещё дошкольник, не упускайте возможность говорить об этом сейчас.

О чём говорить с ребёнком?

В возрасте с 4 до 5 лет ребёнок должен уметь  разбивать предметы на группы. Например: шкаф, стол и стул — это «мебель».  Шапка, пальто и платье — «одежда». Телевизор, пылесос, стиральная машина – «бытовая техника». Не думайте, что ваш ребёнок ещё маленький и ничего не поймёт. Но в тоже время не забывайте, что вы разговариваете с четырехлетним сыном или дочкой, чтобы ваша речь не изобиловала специальными терминами или научными фразами.

А ещё есть группы «домашние животные», «птицы», «рыбы», «дикие звери». Дети очень любят разговаривать со взрослыми на эти темы. А если  использовать на занятиях занимательные книжки и картинки, разговор пойдет еще веселее. Ну и, конечно, стоит поговорить с ребёнком о профессиях, рассказать, кем работает папа и мама. И зачем нужна какая-то конкретная профессия.

Милые ошибки в произношении детей, на которые некоторые родители не склонны обращать внимание, в школе при письме могут вылиться в серьёзную проблему. Именно поэтому  надо серьёзно отнестись к развитию речи у ребёнка в 4 года и всячески помочь ему в этом. К пяти годам ваш сын или дочь уже должны уметь говорить связно с редкими грамматическими ошибками.

Практически все звуки, кроме «р» и «л» должны встать на место. Если речь отстает, а звуки неразборчивы, это сигнал для родителей. Обязательно нужно обратиться за помощью к неврологу и логопеду. Чем раньше начать решать проблему, тем лучших результатов можно добиться. Когда ваш ребёнок вырастет, он наверняка скажет вам спасибо, за то, что вы научили его говорить красиво и правильно.

Скачать более подробную статью в pdf формате.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 5 из 5)