Сенсорные игры для детей

Сенсор – измерительный датчик, передающий сигналы для регуляции (управления) той или системы. Какое отношение это имеет к детям, их развитию? У человека свои датчики:

  • зрительные (глаза);
  • вкусовые или обонятельные (язык, нос);
  • тактильные или осязательные (кожа, руки, ноги);
  • звуковые (уши)…

Каждый из них посылает импульс в обрабатывающую систему – мозг. Её качественное формирование, запуск, скорость анализа и обработки данных, четкий результат и выверенное действие – жизненно необходимая потребность человека. Без них невозможно полноценное мировосприятие.

[ads1]

Основы мироощущения, фундамент сенсорного развития закладывается в 2-3 летнем возрасте ребенка. Именно в это время он получает осознанное представление о внешних (наружных, симптоматических) свойствах, признаках, строение предметов. Учиться различать форму, проецировать в окружающее пространство, понимать различие цветов, сравнивать величины, улавливать разницу между «много» и «мало». Нарабатывает первые навыки целенаправленных способов действия, контроля над ним, планировании, организации, а в случае необходимости исправлении ошибок работы. Всестороннее развитие без этого невозможно.

Шаг первый — диагностика развития

Игры для развития сенсорики детейПрежде чем принять какое-то решение мы, как правило, проводим детальный анализ данных. Даем им оценку. Здесь все то же — необходима диагностика сенсорного развития, расстановка конкретных акцентов после ее проведения, приоритетных задач для решения проблем, погрешностей (если они возникли), разработка реальных действий.

Простейшие упражнения для диагностики:

  • ребенок сидит в одном конце комнаты (желательно, чтобы в этот момент он был чем-то занят), вы – в другом. Шёпотом произносим любую фразу, слово. Если он реагирует на нее, поворачивает голову в сторону звука, понимает содержимое сказанного – ориентировочно-поисковая, слуховая реакция в норме;
  • играя с 2-летним малышом, берем в руки любимую игрушку и переставляем ее в другое место – к похожей (скажем, резиновую уточку желтого цвета к фетровой оранжевой или бумажной коричневой). По окончанию действия передвигаем к крохе другой предмет (желательно другого размера), и просим, чтобы он поставил рядом с ним отодвинутую игрушку. Прослеживает движение предмета, переключает взгляд с одного на другой, узнает и отличает игрушку от схожей – визуальное восприятие на уровне. Замешкался, путается – сигнал к нарушению визуального восприятия;
  • расставляем перед трехлетним малышом разноцветные предметы разной величины и формы (кубики, кружочки, треугольники). Просим его в одну сторону собрать (или подать вам) предметы одной формы и цвета, проговаривая их название, в другую – одинаковые по геометрии и размеру, но разной окраски. Если ребенок правильно дифференцирует названные и увиденные формы, не затрудняясь находить в них схожесть и различие – развитие и формирование зрительного восприятия в норме. Путается, повторяет однотипные ошибки, делает несколько заходов для выполнения задания – зрительный сенсор требует коррекции;
  • перед двухлетним чадом ставим пирамидку и просим собрать-разобрать ее. Полноценно развивающееся дитя справляется с заданием, используя уточняющие подсказки родителей, но чуточку теряется, если перед ним больше двух предметов. Если в сенсорно-моторном развитии произошел сбой, малыш никак не может соотнести кольца по порядковой величине;
  • здоровый трехлетний малыш полностью самостоятельно как разбирает, так и собирает пирамидку из многочисленных колец. Нарушением считается, если малец может собрать и разобрать предложенную игрушку, но путает колечки по величине.
Дети собирают пирамидки из колец

Диагностика сенсорного развития при помощи пирамидок

Шаг второй – ставим и решаем задачи

Имея перед глазами результаты теста, не впадаем в панику: «Мой малыш не здоров!», а, проконсультировавшись с профессионалом (проверка слуха, зрения), спокойно приступаем ко второму шагу: составляем план, задачи сенсорного развития, и плавно переходим к их реализации. Если ребенок развивается соответственно своего возраста, закрепляем результат, усложняем (в игровой форме, конечно же!) задачи, переходим на новый качественный уровень мировосприятия. В любом случае занятия должны быть направлены на:

  • развитие хватания и удерживания предмета;
  • оттачивание графических умений;
  • свободное ориентирование в цветовой радуге;
  • ориентацию в величинах и их сравнении;
  • знание формы предмета;
  • слуховое узнавание;
  • умение находить сходство и различие;
  • параллельное усовершенствование речевых и зрительных навыков (покажи на предмет и расскажи, что это);
  • узнавание (а не угадывание!) предмета ощупью.

Ничего сложного в этом нет. Просто поиграйте с ребенком. Любые занятия можно проводить в форме игры с одним малышом или группой его сверстников, приятелей. Например:

  • ловить и принести мяч;
  • складывать мозаику;
  • сравнивать или искать картинки;
  • вкладывать предметы определенной формы в соответствующие отверстия;
  • рисовать мелками, красками;
  • собирать и разбирать матрешки;
  • выбрать большую или меньшую игрушку;
  • дорисовать лапку, хвостик, ушки…

Шаг третий – мониторинг и оценка

Сенсорное развитие детей 2-3 летПонять усваивает ваш малыш результат занятий или нет, поможет повторный мониторинг (тестирование, анализ) любого из вышеназванных занятий. Его нужно провести минимум через две недели-месяц. Если вы все делаете правильно, а ваш ребенок воспринимает, как нужно, то:

  • малыш распознает и определяет как различные, так и схожие предметы;
  • соотносит увиденное и услышанное, выделяя характерные признаки;
  • отличает различные шумы, звуки, находит между ними подобие;
  • определяет конкретное значение заданного слова, выделяет названый предмет.

Возможен и другой исход событий, игнорировать который – нанести прямой вред ребенку:

  • кроха отвечает на раздражитель (сказанное, увиденное) гримасой, нерешительной улыбкой, плачем;
  • малыш ненадолго фокусирует взгляд на предмете, не прослеживает его движение — не поворачивает голову, не реагирует на его приближение или удаление;
  • ищет глазами источник звука, не выделяя и различая заданный предмет, а предлагает свой вариант его поиска, еще хуже – замирает или вздрагивает.

Все это – свидетельство недостаточного сенсорного развития детей 2-3 лет – прямой сигнал к серьезным коррекционным действиям.

Шаг четвертый – самообразование

Развивающие игры для детейНикогда не стоит опускать руки, заметив проблему, явные признаки задержки развития. Они поддаются исправлению, особенно если не только родители, но и сами дети будут принимать активное участие в формировании своего «я». В школе это называется «домашнее задание», а по сути – самообразование. И оно заключается в абсолютных (но только на первый взгляд!) мелочах:

  • дайте ребенку мягкие и твердые разноцветные кубики с изображением предметов, пусть он, играя с ними, складывает домики для игрушек, пирамидки, крепости для солдатиков;
  • предложите поиграть в песочнице с ведерком, совочком, разнообразными формочками для куличиков;
  • выделите игрушку, которую можно разобрать или собрать;
  • разрешите раздеть и одеть куклу;
  • откройте альбом, разложите большие и маленькие листочки (можно даже на полу, а не на столе), а рядом – краски, карандаши, мелки – пусть рисует, черкает, калякает;
  • отдайте «на растерзание» раскраску или журнал с картинками и безопасные ножницы – вырезание – отличный способ развития мелкой моторики…

Для познания мира, приобретения жизненного опыта, ребенку обязательно нужно совершать постоянные (!) предметные действия.

Это первая ступень к освоению и гармоничному восприятию материального мира.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)