Сенсор – измерительное устройство, передающее сигналы для регуляции (управления) той или иной системы. Какое отношение это имеет к детям, к их развитию? У человека есть свои датчики:

  • зрительные – глаза;
  • вкусовые и обонятельные – язык, нос;
  • тактильные и осязательные – кожа, руки, ноги;
  • звуковые – уши.

Каждый из них посылает импульс в обрабатывающую систему – мозг. Её качественное формирование, запуск, скорость анализа, четкий результат и выверенное действие – жизненно необходимые потребности человека. Без них невозможно полноценное восприятие окружающей действительности.

Сенсорные игры для детей

Основы мироощущения закладываются в 2-3-летнем возрасте. Именно в это время ребенок получает осознанное представление о внешних (наружных, симптоматических) свойствах, признаках и строении предметов. Учится различать форму, цвета, сравнивать величины, улавливать разницу между «много» и «мало» и проецировать это в окружающее пространство. Нарабатывает первые навыки целенаправленных способов действия, контроля над ними, планирования, организации, а в случае необходимости – исправления ошибок работы. Всестороннее развитие без этого невозможно.

Тематический материал:

Шаг первый – диагностика

Прежде чем принять какое-то решение мы, как правило, проводим тщательный анализ данных. Здесь все то же – необходима диагностика сенсорного развития, расстановка акцентов после ее проведения, определение приоритетных задач для решения проблем, выявление погрешностей (если они возникли), разработка реальных действий.

Малыш собирает пазл

Простейшие упражнения для диагностики:

  • Ребенок сидит в одном конце комнаты (желательно, чтобы в этот момент он был чем-то занят), вы – в другом. Шёпотом произносим любую фразу, слово. Если он реагирует на нее, поворачивает голову в сторону звука, понимает содержание сказанного – ориентировочно-поисковая и слуховая реакция в норме.
  • Играя с двухлетним малышом, берем в руки любимую игрушку и переставляем ее в другое место – к похожей (скажем, резиновую уточку желтого цвета ставим около фетровой оранжевой или бумажной коричневой). По окончании действия передвигаем к крохе другой предмет, желательно отличающийся по размеру, и просим, чтобы он поставил рядом с ним отодвинутую игрушку. Ребенок прослеживает её движение, переключает взгляд с одной на другую, узнает и отличает игрушку от похожей – визуальное восприятие на уровне. Замешкался, путается – сигнал о том, что оно нарушено.
  • Расставляем перед трехлетним крохой предметы разной величины, формы и цвета (кубики, кружочки, треугольники). Просим его отложить вправо или подать вам предметы одного цвета и формы, проговаривая их названия, а влево – одинаковые по геометрии и размеру, но разного цвета. Если ребенок правильно дифференцирует названные и увиденные формы, не затрудняясь находить в них схожесть и различие – развитие и формирование зрительного восприятия в норме. Путается, повторяет однотипные ошибки, делает несколько заходов для выполнения задания – зрительный сенсор требует коррекции.
  • Перед двухлетним чадом ставим пирамидку и просим собрать/разобрать ее. Полноценно развивающееся дитя справляется с заданием, используя уточняющие подсказки родителей, но чуточку теряется, если перед ним больше двух предметов. Если в сенсорно-моторном развитии произошел сбой – кроха никак не может соотнести кольца по порядковой величине.
  • Здоровый трехлетний малыш полностью самостоятельно разбирает и складывает пирамидку из многочисленных колец. Нарушением считается, если кроха может собрать и разобрать предложенную игрушку, но путает элементы по величине.
Дети собирают пирамидки из колец

Диагностика сенсорного развития при помощи пирамидок

Шаг второй – ставим и решаем задачи

Имея перед глазами результаты теста, не впадаем в панику: «Мой малыш нездоров!», а, проконсультировавшись с профессионалом (проверка слуха, зрения), спокойно приступаем ко второму шагу. Составляем план, определяем задачи и плавно переходим к их реализации. Если ребенок развивается соответственно со своим возрастом, закрепляем результат и усложняем (в игровой форме, конечно же) задачи, переходим на новый качественный уровень мировосприятия. В любом случае занятия должны быть направлены на:

  • развитие хватания и удерживания предмета;
  • оттачивание графических умений;
  • свободное распознавание цветов;
  • ориентацию в величинах и их сравнении;
  • знание формы;
  • слуховое узнавание;
  • умение определить сходство и различие;
  • параллельное совершенствование речевых и зрительных навыков (укажи на предмет и расскажи – что это);
  • узнавание (а не угадывание!) элементов игры на ощупь.

Ничего сложного в этом нет. Просто поиграйте с ребенком. Занятия можно проводить в форме игры с одним малышом или группой его сверстников. Например:

  • ловить и принести мяч;
  • складывать мозаику;
  • сравнивать или искать картинки;
  • вкладывать предметы определенной формы в соответствующие отверстия;
  • рисовать мелками, красками;
  • собирать и разбирать матрёшки;
  • выбрать большую или меньшую игрушку;
  • дорисовать лапку, хвостик, ушки.

Шаг третий – мониторинг и оценка

Сенсорное развитие детей 2-3 летПонять, усваивает ваш малыш результат занятий или нет, поможет повторный анализ любого из вышеназванных занятий. Его нужно провести минимум через две недели. Если вы все делаете правильно, и ваш ребенок хорошо воспринимает информацию, то:

  • он распознает как различные, так и похожие предметы;
  • соотносит увиденное и услышанное, выделяя характерные признаки;
  • отличает шумы, звуки, находит сходство между ними;
  • определяет значение заданного слова, выделяет названый предмет.

Возможен и другой исход событий, игнорировать который – значит, нанести прямой вред ребенку:

  • кроха отвечает на раздражитель (сказанное, увиденное) гримасой, нерешительной улыбкой, плачем;
  • малыш ненадолго фокусирует взгляд на предмете, не прослеживает его движение – не поворачивает голову, не реагирует на его приближение или удаление;
  • ищет глазами источник звука, не выделяя и не различая его, а предлагает свой вариант поиска, еще хуже – замирает или вздрагивает.

Все это свидетельство недостаточного сенсорного развития ребенка и прямой сигнал к серьезным коррекционным действиям.

Шаг четвертый – самообразование

Развивающие игры для детейНикогда не стоит опускать руки, заметив проблему. Все это поддается исправлению, особенно если не только родители, но и сами дети будут принимать активное участие в формировании своего «я». В школе это называется «домашнее задание», а по сути это самообразование. И оно заключается (но только на первый взгляд!) в мелочах:

  • дайте ребенку мягкие и твердые разноцветные кубики с различными рисунками – пусть он, играя с ними, складывает домики для игрушек, пирамидки, крепости для солдатиков;
  • предложите поиграть в песочнице с ведерком, совочком, разнообразными формочками для куличиков;
  • выделите игрушку, которую можно разобрать или собрать;
  • разрешите крохе раздеть и одеть куклу;
  • откройте альбом, разложите большие и маленькие листочки (можно даже на полу, а не на столе), а рядом – краски, карандаши, мелки – пусть малыш рисует, черкает, калякает;
  • отдайте ему «на растерзание» раскраску или журнал с картинками и безопасные ножницы: вырезание – отличный способ развития мелкой моторики.

Для познания мира и приобретения жизненного опыта ребенку обязательно нужно совершать постоянные (!) предметные действия.

Это первая ступень к освоению и гармоничному восприятию материального мира.