Вот оно радостное событие – малышу исполнился один год! И пусть карапуз еще не говорит, но уже самостоятельно ходит. Да что там ходит – бегает! Норовит залезть во все шкафы, ящики стола, перевернув вверх дном их содержимое, погреметь посудой – и чем громче, тем лучше, стянуть скатерть, наблюдая, как она скатывается со стола вместе с телефоном, вазой, чашкой и тарелкой. А как можно не нырнуть в такой заманчиво-блестящий барабан стиральной машинки или не всунуть палец в дырочку розетки?!.. Промежуток между годом и двухгодовалым возрастом малышей – хлопотней времени для родителей трудно найти.

Малыш интересуется стиральной машинкой

Игры с куклами или машинками для детей еще непонятны и неинтересны – они скорее постараются оторвать игрушкам руки-ноги, волосы или колесики, чем поиграть. Бумажные книжки и альбомы будут скомканы и изорваны — для года и двух лет это вполне нормально и предсказуемо. Карандаши, краски и фломастеры, скорее всего, будут отправлены в рот, точно так же как и мелки – легче сказать какие дети этого не делали. Мягкие игрушки обслюнявлены. Детская посудка – согнута, обкусана, разбита и разбросана. И как бы ни уставали родители все это убирать – так и должно быть.

Малыш увлечен игрой

В то же время возраст от года до двух лет — это период становления и укрепления координации движений малышей, первых навыков самостоятельного анализа и оценки окружающего мира. Только игры и занятия для этого нужно подобрать соответствующие. Что это может быть? Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры, благодаря которым можно увлечь малыша.

Тематический материал:

Координация, логика и мелкая моторика

Детей очень привлекают цветные передвигающиеся предметы разной формы и объема: шарообразной, квадратной, треугольной – кубики, кастрюли, шарики. Из них, кстати, получаются прекрасные развивающие игры – познавательные занятия.

Шарики

Насыпьте в картонную коробку с невысокими бортиками разнокалиберные шарики (пластиковые, резиновые, вязанные, главное, чтобы они не помещались в рот ребенка). Поставьте её перед малышом. Пусть сначала покатает их в коробке (для детей важно ощутить предмет руками – познание мира через прикосновение). Затем переверните коробку, рассыпая шарики по полу, призывая малыша собрать их. Для карапуза, которому не исполнилось еще два года, такого занятия хватит надолго. С каждым днем можно усложнять игру, стимулируя положить в коробку шарик одного цвета, затем другого (каждый раз проговаривайте какого именно цвета предмет). Потом можно добавить понятие «больший», «меньший». Из одной игры может получиться целый комплекс упражнений. Причем эти занятия для малышей развивают логическое мышление, их способность различать цвета, объем, моторику пальчиков и движение кисти рук.

Пирамидки и кубики

Домашние игры с кубиками и пирамидками (желательно для детей от года до двух лет выбирать крупные и игрушки из мягкого пластика с большими отверстиями для нанизывания на основу) из которых собираются высокие башни, дороги, дома. Сначала можно хаотично нанизывать их палочку-основу, затем стимулировать детей делать это в правильном порядке. Потом называть форму предмета и их цвет (как пример, «желтый круг ставим вниз, на него устанавливаем оранжевый овал» и дальше по аналогии. Либо «сделаем первый этаж из красного квадрата, второй из голубого прямоугольника, а крышу из зеленого треугольника»). Подобные занятия будут интересны не только малышам от года. Разно вариантные пирамидки (особенно если их составные части состоят из нескольких – легко смыкающихся элементов) – полезны и занимательны для детей четырех, а то и пяти лет.

Малыш собирает кубики

Матрёшка

Вариант пирамидки (обратного порядка) – матрешки, стаканчики и даже кастрюли, которые нужно ставить в друг дружку: меньшую в большую. Любимое занятие детей что-то вынимать и куда-то всовывать. Так они познают объем, сопоставляя его форму и величины. Игры для детей 1-го года с разнообъёмными предметами – многофункциональные занятия.

Тематический материал:

Счёты

Деревянные счеты с яркими шариками(фото 2), которые нужно передвинуть, чтобы заполнить обратную сторону спицы. Равномерно (зеркально) установить камушки на одной и другой стороне, разделив их пополам. Сделать верхний ряд длинней, чем нижний…Развивающие игры стимулируют мелкую моторику ручек, логику, что подходят как для дома, так и для прогулки (на детской площадке, как правило, под горкой, установлены большие счеты).

Навыки, умения, сопоставления

Детей от года до двух лет также заинтересуют игры на ориентацию в пространстве и преодоление препятствий (их лучше проводить на первых порах дома. Это сложные, но очень увлекательные и интересные занятия). Например:

 «Тропинка»

Делаем дорогу из двух рядов поставленных на друг друга или рядом книг, кубиков, кассет, шнуров – всего, что найдете дома. Сначала сами выставляем предметы, затем – с детьми, обучая малышей ходить между ними (не касаясь «обочины») по прямой дороге, затем усложняем её изгибами, поворотами, что необходимо повторить.

Следующий этап – установка препятствия на дороге (положим, например, на дорожку карандаш или кассету), через которое нужно переступить (ближе к двум годам интересней уже будет перепрыгнуть). Тропа может быть любой длины и ширины (сужающаяся, расширяющаяся). По ней можно пройти, проползти самому, вместе с игрушкой. Для мальчиков будет интересней пройтись по дорожке, катая машинку, ведя ослика на веревочке… Малышей порой так увлекают эти вариативные занятия (особенно от двух лет), что подобные игры на ориентацию занимают у них полдня.

Малыш нашёл книги

«Мостик»

Расстилаем дома в детской или общей комнате на пол узкое полотенце или кладем доску (тщательно отшлифованную, а лучше завернутую мягкой тканью). На одном конце малыш, на другом – игрушка. Его задача – пройти по мостику, не оступившись. Развивающие занятие для детей от 1 года можно дополнить фантазийной составляющей – сказкой о том, что под мостиком бушующее море, зыбучий песок и нужно быстро и аккуратно пробежаться по единственно-возможному пути, чтобы и самому не утонуть, и игрушку спасти. От такой игры будет только двойная польза (навыки координации плюс воображение).

«Гостевой домик»

Игры с разноформенными фигурками, которые нужно точно вложить в прорезь крыши домика, либо шара, а может быть деревянного либо пластикового куба. Найдет правильную форму – фигурка войдет в необходимый паз. Если это довольно сложные игры для малышей 1-го года жизни, и они стараются побыстрее снять крышку «домика», чтобы запихнуть туда непослушную игрушку (что тоже хорошо – ребенок приобретает навыки анализа и оценки ситуации и понимает: препятствие можно обойти), то при достижении двух лет – им интересней точно вставить объемную фигуру в соответствующий паз.

Сортер из дерева

«Репейник»

Самодельные либо покупные конструкторы с липучими элементами, которые нужно либо вставить к соответствующую ячейку, либо слепить сконструировать из них какую-то простейшую фигурку (например, цветочек или шарик, а может быть солнышко). Развивающий эффект игры можно усилить дополнительным «препятствием» — застежкой (как на данной картинке). Вставил горошинки в стручок – закрыл их. Хочешь достать – открой. Очень полезный навык.

Развивающий вязанный горошек

«Стучалка-гремелка»

Самые популярные игры у малышей до двух лет! Но шумное занятие можно направить в правильное и весьма полезное русло – дайте малышу в руки барабанные палочки и большую поверхность для того, чтобы он от души в нее настучался (вместо мягкого барабана это может быть обычная кастрюля, что есть дома у каждого – главное, чтобы родителей не утомлял зычный звук). Затем предложите той же палочкой попасть в более маленький музыкальный инструмент. Ребенок вынужден будет сфокусироваться на измененной форме предмета, сопоставить размеры палочки и гремящей (музыкальной) поверхности. А для двух лет это сделать весьма непросто! Так что даже шумовые игры приносят определенную пользу.

Ребенок играет в деревянный мелафон

И это только несколько простейших примеров. А еще малыш может: играть в воде — перебирая, например, в руках камушки, в песке — лепя первые куличики, запуская маленькие ручки в разноцветную крупу, поставленную перед ним в мисочках. Все это развивающие игры, которые подойдут для детей от 1 до 2 лет. И чем разнообразней материал, из которого изготовлены игрушки, их форма – тем эффективней польза от игры. Главное, чтобы родители были рядом, оберегая играющих малышей, а не запрещая им исследовать мир. Детям все нужно потрогать, везде заглянуть. Трогайте и заглядывайте вместе с ними, тогда и запретный плод утратит свою привлекательность (и уже не захочется тыкать пальчиком в розетку и грызть провода), и развитие будет протекать плавно и поэтапно – в соответствии с возрастом.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(6 голосов, в среднем: 5 из 5)