Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.

Улыбка малыша

Возраст для ползания

Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.

На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.

  1. Вес грудничка. Обычно, чем крупнее новорожденный, тем позже он начинает ползать. Таким малышам труднее встать на четвереньки, чаще они начинают активно ползать к 8-9 месяцам.
  2. Пол. Девочки обычно активнее мальчиков, хотя это совсем не обязательно.
  3. Состояние здоровья. Дети с патологией цнс и мышечной системы, недоношенные, ослабленные начинают ползать позднее, чем их здоровые сверстники.
  4. Степень развития мышечной системы рук, ног, спины.
  5. Темперамент или тип нервной системы (холерики и сангвиники раньше приобретают двигательные навыки, чем флегматики и меланхолики).
  6. Жилищно-коммунальные условия, в которых проживает семья, а также психологическая обстановка в ней. В большом пространстве больше возможностей для передвижения. Благоприятный эмоциональный фон способствует более быстрому формированию и закреплению новых функций. Родители радуются успехам

Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.

Тематический материал:

Этапы процесса

Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.

  1. Новорожденный может начать ползать на животе, перемещаясь вперёд, назад или вбок. Это наиболее лёгкий и ранний способ передвижения. Ползание по-пластунски
  2. Некоторые малыши двигаются по-лягушачьи: выставляют вперёд обе руки, затем приставляют к ним ноги.
  3. По-пластунски.
  4. Следующий этап, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. Сначала младенец раскачивается, затем выставляет поочередно сначала руки, потом придвигает к ним ноги одну за другой.
  5. Перекрёстное ползание наиболее сложное.  Руки и ноги движутся синхронно. Одновременно с правой рукой младенец передвигает левую ногу и наоборот.

Вспомогательные упражнения

Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.

  • Упражнения на фитболе: малыша выкладывают животом на мяч, слегка придерживая в области подмышек. При покачиваниях мяча для удержания равновесия ребёнок должен выгибать спинку. Происходит тренировка мышц, необходимых для ползания. Занятия на фитболе

  • Тренировка рук. К грудничку, лежащему на спине, подносят руки. Малыш захватывает своей ладошкой палец мамы. Мама осторожно и плавно притягивает ладони к себе. Ребёнок в это время как бы подтягивается руками. Можно двигать ручки младенца вверх – вниз, а также разводить их в стороны, а потом скрещивать на груди.
  • Перевороты. Поддерживая малыша за руку, мама направляет его так, чтобы он перевернулся, слегка помогая ему в этом.
  • Лягушка. Малыша выкладывают на животик. Руками придерживают ножки, слегка сгибая их как у лягушонка. Грудничок отталкивается от маминых рук, как от опоры, разгибая ножки и постепенно продвигаясь вперёд.

По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.

Массаж

Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.

Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.

Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.

Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.

Стимуляция ползания

Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?

Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.

Мальчик на ковре

Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.

Зрительная мотивация

Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.

Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.

Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.

Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.

Мотивация ребенка

Стимуляция звуком

Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук,  начнёт передвигаться к его источнику.

Наглядный пример

Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.

Папа показывает пример

Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.

Меры предосторожности

При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:

  • убрать с пола острые предметы, которыми можно пораниться, а также мелкие предметы, чтобы малыш их не проглотил;
  • установить блокировки на дверцы мебели;
  • углы шкафов, кроватей, о которые может удариться ребёнок, обернуть тканью или наложить на них специальные силиконовые накладки;
  • закрыть окна, чтобы не было сквозняков, температура в помещении должна быть комфортной;
  • с пути ребёнка убрать бытовую химию, медикаменты, кошачий корм, био — туалет для животных и другие предметы, которые юный исследователь может потянуть в рот;
  • пол вытирать насухо, чтобы ребёнок не подскользнулся;
  • обрезать длинные шторы;
  • желательно застелить полы ковровым покрытием, чтобы малыш не ударился;
  • закрыть розетки специальными заглушками, убрать шнуры от электроприборов; Техника безопасности малыша
  • убрать предметы, которые ребёнок может опрокинуть на себя;
  • одежда малыша должна быть свободной, не стеснять его движения;
  • время от времени контролировать, чем занимается дитя, пока не произошло непридвиденного.

Резюме

Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.

  1. На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
  2. По-пластунски с 8 месяцев.
  3. На четвереньках с 9 месяцев.

Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.

Тематический материал:

Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.