Возраст 3-4 года – золотое время, когда у детей закладываются основы восприятия окружающего мира. Создается фундамент интеллектуального развития. Малыш, имея определенный словарный запас и первоначальные навыки общения с окружающим, осмысленно познает величину предметов, их форму, структуру, правильное пространственное расположение.

Дидактическая игра «Космос»

Он учится различать цвета, запахи, размеры, физические характеристики. Анализирует схожие и различные предметные признаки. Познает азы пространственного ориентирования, конструирования, разновидности источников и характеристик акустического восприятия, оценивает события или явления во времени. У детей развивается способность к запоминанию, логическим умозаключениям. Совершенствуются наблюдательность, двигательные навыки, воображение. Идет закладка характера и эстетического восприятия мира.

Похожий материал:

Очень важно не упустить этот момент раскрытия внутренних потенциалов, интенсивного психического роста и физического совершенствования детей. Открыть им прямую дорогу к познанию. Самый краткий и верный путь – сделать это через сенсорное восприятие (развитие ощущений с переходом в практическую деятельность). Оно воспитывается у детей – легко и с интересом, через обучающие (дидактические) игры и занятия. Материалом для них может послужить практически любой предмет в доме – даже, на первый взгляд, такой бесполезный, как цветной лоскуток, которым ваша малышка заворачивает куколку, воображая, что это пышное одеяние принцессы. Или пробка из-под лимонада, в которую ребенок посадил зеленого жука и отправил его в плавание по безбрежному океану – луже, что разлилась у подъезда дома.

Игры всегда полезные, если играть в них со смыслом, ставя перед собой цель – содействовать комплексному психофизическому воспитанию ребенка.

Сенсорное развитие напрямую связано с предметными играми. Все они по своей сути развивающие. Рассмотрим некоторые примеры.

Двигательная и зрительная память

В три, а тем более в четыре года малыш вполне способен лучше задерживать на чем-то свое внимание. Он дольше может рассматривать картинку и запоминать большее количество деталей.

 

Игра «Мы едем-едем-едем»

Ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает больше о внешнем мире, о животных, его ручки уже ловкие – постройки из конструктора усложняются. Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все насыщеннее.

  • Возьмем 3 мелких предмета (для первых этапов игры, потом можно 5, но не больше, для 3-4 лет этого вполне достаточно), например, игрушку из «Киндер-сюрприза», грецкий орех и конфету. Также приготовим 3 чашки, обязательно или разного цвета или с разным рисунком. Вместе с ребенком накрываем каждый предмет своей чашкой, пересаживаемся – сидели перед чашками, теперь – за ними, и предлагаем малышу вспомнить, что и под какой чашкой лежит. Вместо чашек эти же предметы можно укладывать, скажем, в разноцветные носки и вместе с малышом завязывать их. Это не только понравится ребенку (использование предмета не по назначению вызывает у детей истинный восторг), но и поспособствует развитию мелкой моторики пальчиков – развязыванию, завязыванию шнурков, укладыванию и выниманию предметов.
  • Вырезаем из цветной бумаги три треугольника, например, красного цвета, три желтых квадрата и три зеленых овала (потом можно и больше). На больших листах белого цвета вырезаем три белых круга, обводя их, соответственно, красным, желтым и зеленым фломастером, а четвертый оставляем без опознавательных знаков. В круги с соответствующим ободком укладываем фигуры, называя их (четвертый круг пока не задействован). Затем вынимаем фигурки из кругов и просим малыша положить каждую  в свой «домик» (можете при этом считать их: раз квадратик, два квадратик, три квадратик). После того как ребенок справится с заданием, проводим диагностику – запомнил он только цвет или различие между фигурами тоже: просим положить какую-нибудь из фигур на обезличенный круг. Такая дидактическая игра помогает ребенку запомнить и цвет, и форму предмета, и познакомиться с азами счета.
  • Вырезаем большой желтый круг, можно и белый, а затем раскрасить его вместе с ребенком карандашами, маркерами или красками в желтый цвет. Это будет только плюсом – развиваются графические навыки. Готовим прищепки (можно одинакового или разного цветов). На отдельном листе рисуем солнышко с семью-восемью лучами. Просим малыша сделать столько же лучиков из прищепок, поочередно прикрепляя к желтому кругу (по такой же аналогии можно делать ёжика, божью коровку, паучка, кошку). Эта дидактическая игра имеет многоуровневое сенсорное значение: развивает память, счет, моторику, понятие равномерного интервала.Игры с прищепками

  • Выставляем в ряд на достаточном расстоянии друг от друга коробку из-под сока, пластиковую бутылочку из-под молока, пустой флакон из-под лака для волос или папиной пены для бритья. Можно использовать покупные кегли, но детям этого возраста очень нравится играть с домашними предметами, превращая их во что-то. Развивайте их воображение, давая возможность представить, что коробка – это, например, замок, флакон – дворец, бутылочка – крепость. Небольшим резиновым мячиком, катая его по полу, вместе с ребенком сбивайте предметы. Отличная дидактическая игра для развития ловкости и координации движений. Кроме того, она имеет еще два сложнейших направления сенсорного развития: восприятие движения, в котором участвуют глаза, руки, плечевой и мышечный корсет, и избирательное восприятие – выбор определенного предмета из нескольких, в который малыш и катит мяч.

Развиваем словесно-логическую и слуховую память

Дети с удовольствием играют со словами и в слова, потому что их речь становится более сложной и динамичной, и подобные игры для них нетрудны. В этом возрасте ребенок уже отличает и узнает буквы, его постепенно учат читать. 3-4 года – период расцвета чтения сказок. Детям нравится их слушать, потому что, как правило, в них человечески черты и характер приписываются животным, а это так интересно и необычно! Но нужно быть осторожным с выбором сказок: малыши возрастом около трех лет еще с трудом отличают вымышленные от настоящих персонажей, и если в сказке есть отрицательный, злой и жестокий герой, это здорово может их напугать.

  • Дидактическая игра «Закончи (продолжи) слово» увлекает всех детей этого возраста. Суть её в том, что один начинает говорить слово, второй его договаривает (тест на память, логику, речь – диагностика произношения и словарного запаса). Например, вы по договоренности с малышом называете слова, что относятся к разряду «фрукты», но произносите только их начало. Ребенок, вспоминая что это за слово, договаривает его. Например: вино__(град), сли__ (ва), ябло__(ко). Таким же образом можно использовать категории «животные», «одежда», «мебель», «цветы». Чтобы интерес к игре не пропал, меняйтесь с ребенком ведущими ролями: он начинает – вы продолжаете. Кстати, эти дидактические занятия развивают не только логическое мышление, но и внимательность – малыш учится делить слова, вовремя останавливаться, чтобы не произнести их до конца.
  • Тренировка слуховой памяти с интересом для ребенка формируется через дидактическую игру «Стук-постук». Возьмем или несколько детских игрушек, которые издают разные звуки, если по ним постучать (машинка, деревянный или пластмассовый кубик, барабан, подставка под карандаши), или разнообразные коробочки, пустые и заполненные не разбиваемые емкости, вещи (стакан, кружка, шкатулки, глобус, чайная коробка, кофейная банка). Ставим выбранные предметы в ряд, чтобы ребенок (или несколько детей не старше пяти лет – групповые занятия порой гораздо интереснее) внимательно их рассмотрел. Затем стучим по каждому предмету деревянной (металлической) палочкой или карандашом. После этого предлагаем ребенку закрыть глаза и вновь стучим по каждому предмету. Его задача определить, что издает определенный звук. Следующий этап – диагностика (проверка): запомнил и узнал или просто отгадал? Повторяем упражнение-игру.
  • Если вы предпочитаете побуквенное обучение детей, вам понравится дидактическая игра «Парные буквы-сочинялки». На карточке или листе бумаги пишем набор спаренных букв, только две на одном листе: г-к, д-т, б-п, х-г, з-а, а-я и так далее. Одну букву – черным фломастером, другую – красным. Укладываем карточки (листочки) в небольшой мешочек (непрозрачный пакет). Малыш должен достать карточку из мешочка самостоятельно. Смысл игры в том, что он должен придумать два слова: одно из которых начинается на первую букву, второе – на второе. Например, «д-т»: дорога-троллейбус или дерево-трава. Порой дети, чтобы выкрутиться, придумывают несуществующие слова. Ругать их за это, как и поощрять, не следует, нужно спокойно поправить: «Нет, малыш, это слово не из нашего мира. Давай вспомним такое, что есть в этом». Такие игры довольно сложные, но они, тренируют мышление, активизируют память (всплывают даже редко употребляемые слова) и способствуют развитию мелкой моторики (опустить руку в мешочек, захватить предмет, удержать его, вытягивая).

Расширяем кругозор

Воспитывая умного, уверенного в своих силах и возможностях человека, с ним нужно много разговаривать. Разговор – один из методов сенсорного развития.

Ребенка трех, а тем более четырех лет необходимо научить различать время суток, года, виды деревьев, фрукты и овощи… И в этом участвуют не только мама и папа, но и все члены семьи: от братьев и сестер до бабушек и дедушек.

  • Гуляя с ребенком, показываем ему, где березка, клен, елка, липа, тополь. Чтобы он лучше их запомнил, акцентируем внимание на различии листьев, коры, кроны. Рассказываем, что елочка – вечнозеленое дерево (вводим новое слово и поясняем его), липа цветет, а тополь пускает пух, березка выпускает сережки, а у яблони после цветочков появляются плоды. Занятия эти можно растянуть на весь год: весной деревья просыпаются, цветут, летом – плодоносят, осенью скидывают листья, зимой спят. Поясняем, зачем они это делают. Осенью поднимаем листья  и определяем, с какого дерева они упали.
  • Ребенок трех-четырёх лет, как правило, имеет начальные навыки счета. Эти знания можно и нужно использовать для развития долговременной памяти. Например, обсуждая прогулку, обратитесь к малышу с просьбой вспомнить: «Сколько ног у той рыжей собаки, которую мы сегодня встретили?», «А крыльев у смелого воробья, который клевал хлебные крошки, что мы с тобой ему бросили?», «Подскажи, я забыл (забыла), а у бабочки тоже два крылышка?».

Девочка собрала кленовые листочки

Дидактические игры могут быть совершенно разными, и необязательно для них покупать дорогие игрушки. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, несложно, ведь он сам стремится к исследованию мира, желает вступить с ним во взаимодействие. А это начинается с восприятия и познания предметов и явлений. Не жалейте своего времени, развитие малыша нельзя пускать на самотек. Помогите ему сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)