Трех-четырехлетний возраст детей – золотое время, когда у ребенка закладываются основы восприятия окружающего мира. Создается основополагающий фундамент его интеллектуального развития. Малыш, имея определенный словарный запас, первоначальные навыки общения с окружающим миром, осмыслено познает величину предметов, их форму, структуру, правильное пространственное расположение.

Дидактическая игра - закрыть колёса вагончика подходящим цветом

Учится различать цвета, запахи, размеры, физические характеристики. Анализирует схожие и различные предметные признаки. Познает азы пространственного ориентирования, конструирования, разновидности источников и характеристик акустического восприятия, оценки событий или явлений относительно времени. У детей развивается способность к запоминанию, логическим умозаключениям. Совершенствуется наблюдательность, двигательные навыки, воображение. Идет закладка характера и эстетического восприятия мира…

Похожий материал:

И очень важно не упустить этот момент раскрытия внутренних потенциалов, интенсивного психического роста и физического совершенствования детей. Открыть им прямую дорогу к познанию. Самый краткий и верный путь к нему – через сенсорное развитие (развитие ощущений и восприятия с переходом в практическую деятельность). Оно в свою очередь воспитывается у детей (легко и с интересом) через обучающие (дидактические) игры и занятия. И самое интересное то, что материалом для дидактических игр может послужить практически любой предмет, что есть в каждом доме. Даже на первый взгляд бесполезный, как цветной лоскутик, которым ваша малышка заворачивает куколку, воображая, что это пышное одеяние принцессы. Или пробка из-под лимонада, в которую малыш посадил зеленого жука и отправил его в плавание по безбрежному океану – луже, что разлилась у подъезда дома.

Игры всегда полезные, если играть в них со смыслом, ставя перед собой цель – содействовать комплексному психофизическому воспитанию собственного ребенка.

Сенсорное развитие напрямую связано с предметными играми. Все они по сути своей развивающие. Рассмотрим некоторые примеры дидактических игр.

Двигательная и зрительная память

В три, а тем более в четыре года малыш вполне способен лучше удерживать на чем-то свое внимание. Он дольше может рассматривать картинку и запоминать большее количество деталей.

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Ребенок знакомится с понятием геометрических фигур, узнает больше о внешнем мире, о животных, его ручки становятся более ловкими – постройки из конструктора усложняются. Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все насыщенней.

  • Возьмем 3 мелких предмета (для первых этапов игры, потом можно 5, но не больше, для 3-4 лет этого вполне достаточно), например игрушку из киндер-сюрприза, грецкий орех и конфету. Также приготовим 3 чашки (обязательно или разного цвета, или с разным рисунком). Вместе с ребенком накрываем каждый предмет своей чашкой, отодвигаемся от них (сидели перед чашками, теперь за ними), и предлагаем малышу вспомнить, что и под какой чашкой лежит. Вместо чашек эти же предметы можно укладывать, скажем, в разноцветные носки и вместе с малышом завязывать их. Это не только понравится ребенку (использование предмета не по назначению вызывает истинный восторг у детей), но и станет развитием такого сенсорного направления, как мелкая моторика пальчиков – развязывание, завязывание носков, укладывание и вынимание предметов.
  • Вырезаем из цветной бумаги три треугольника, скажем красного цвета, три желтых квадрата и три зеленых овала (потом можно и больше). На больших листах белого цвета вырезаем три белых круга, обводя их, соответственно красным, желтым и зеленым цветами и четвертый — без опознавательных знаков. В круги с соответствующим ободком укладываем фигуры, называя их (четвертый круг пока не задействован). Затем вынимаем фигурки из кругов и просим малыша положить каждую фигурку в свой домик (можете при этом считать их: раз квадратик, два квадратик, три квадратик). После того как ребенок справится с заданием, проводим диагностику – запомнил он только цвет или различие между фигурами тоже: просим сложить какую-нибудь из фигур на обезличенный круг. Такая дидактическая игра помогает ребенку запомнить и цвет, и форму предмета, познакомиться с азами ведения счета.
  • Вырезаем большой желтый круг (можно белый и раскрасить его вместе с ребенком карандашами, маркерами или красками в желтый цвет. Это будет только плюсом – сенсорное развитие графических навыков). Готовим прищепки (можно одинакового или разного цветов). На отдельном листе рисуем солнышко с семью-восемью лучами. Просим малыша сделать столько же лучиков из прищепок, поочередно прикрепляя к желтому кругу (по такой же аналогии можно делать ежика, божью коровку, паучка, кошку… ). Эта дидактическая игра имеет многоуровневое сенсорное значение для развития детей: память, счет, моторика, понятие равномерного интервала.
  • Выставляем в ряд перед ребенком (на достаточном расстоянии друг между другом) коробку из-под сока, пластиковую бутылочку из-под молока, пустой флакон из-под лака для волос или папиной пены для бритья (можно использовать покупные кегли, но детям 3-х,4-х лет очень нравится играть с домашними предметами, превращая их во что-то – развивайте их воображение, давая возможность представить, что коробка это, например, замок, флакон – дворец, бутылочка – крепость). Небольшим резиновым мячиком вместе с ребенком сбивайте предметы (катая мячик по полу). Отличная дидактическая игра для развития ловкости, координации движения. Кроме того, она имеет еще два сложнейших направления сенсорного развития – восприятие движения, в котором участвуют глаза, руки, плечевой и мышечный корсет; и избирательное восприятие – определенный предмет из нескольких, в который малыш и катит мяч.

Развиваем словесно-логическую и слуховую память

Дети с удовольствием играют со словами и в слова, потому что их речь становится более сложной и динамичней, и подобные игры для них не трудны. В этом возрасте ребенок уже отличает и узнает буквы, его постепенно учат читать. 3-4 года – период расцвета чтения сказок. Детям нравится их слушать, потому что, как правило, в них человечески черты и характер приписываются животным, а это так интересно и необычно! Однако нужно быть осторожным с выбором сказок: малыши возрастом около 3-х лет еще с трудом отличают вымышленных от настоящих персонажей, и если в сказке есть отрицательный, злой и жестокий герой, это здорово может их напугать.

  • Дидактическая игра «Закончи (продолжи) слово увлекает всех детей 3-4 лет. Суть её заключается в том, что один начинает говорить слово, второй его договаривает (память, логика, речь — диагностика произношения и словарного запаса). Например, вы, по договоренности с малышом, называете слова, что относятся к разряду «фрукты», но произносите только их начало. Ребенок, вспоминая что это за слово, договаривает его. Например: вино__(град), сли__ (ва), ябло__(ко). Таким же образом можно использовать категории «животные», «одежда», «мебель», «цветы». Чтобы интерес к игре не пропал, меняйтесь с ребенком ведущими ролями: он начинает – вы продолжаете. Кстати, эти дидактические занятия не только развивают логическое мышление, но и внимательность – малыш учится делить слова, вовремя останавливаться, чтобы не произнести их до конца.
  • Сенсорное развитие слуховой памяти с интересом для ребенка формируется через дидактическую игру «Стук-постук». Возьмем или несколько детских игрушек, которые издают разные звуки, если по ним постучать (машинка, деревянный или пластмассовый кубик, барабан, подставка под карандаши) или разнообразные коробочки, пустые и заполненные не разбиваемые емкости, вещи (стакан, кружка, шкатулки, глобус, чайная коробка, кофейная банка). Ставим выбранные предметы в ряд, чтобы ребенок (или несколько детей, не старше пяти лет – групповые занятия порой гораздо интереснее) внимательно их рассмотрел. Затем стучим по каждому предмету деревянной (металлической) палочкой или карандашом. После этого предлагаем ребенку закрыть глазки и вновь стучим по каждому предмету. Его задача определить, что и какой звук издает. Следующий этап – диагностика (проверка)– запомнил и узнал или просто отгадал. Повторяем упражнение-игру.
  • Если вы предпочитаете побуквенное обучение детей, вам понравится дидактическая игра «Парные буквы-сочинялки». На карточке или листе бумаги пишем набор спаренных букв (только две на одном листе!) г-к, д-т, б-п, х-г, з-а, а-я и так далее. Одну букву черным фломастером, другую – красным. Укладываем карточки (листочки) в небольшой мешочек (непрозрачный пакет). Ребенок должен достать карточку из мешочка самостоятельно. Смысл игры в том, что он должен придумать два слова: одно из которых начинается на первую букву, второе – на второе. Например, «д-т»: дорога-троллейбус или дерево-трава. Порой дети, чтобы выкрутится, придумывают несуществующие слова. Ругать их за это, как и поощрять, не следует, нужно спокойно поправить: «Нет, малыш, это слово не из нашего мира. Давай вспомним такое, что есть в этом». Такие дидактические игры довольно сложные, но они, являясь неотъемлемой частью сенсорного развития тренируют мышление, активизируют память (всплывают даже редко употребляемые слова), и способствуют развитию мелкой моторики (опустить ручку в мешочек, захватить предмет, удержать его, вытягивая).

Расширяем кругозор

Воспитывая умного, уверенного в своих силах и возможностях человека, с ним нужно много разговаривать: разговор один из методов сенсорного развития.

Ребенка 3-х, а тем более 4-х лет необходимо научить различать время суток, года, виды деревьев, фрукты и овощи… И в этом участвует не только мама и папа, но и все члены семьи: от братьев и сестер, до бабушек и дедушек.

  • Гуляя с ребенком, показываем ему, где березка, где клен или елка, липа, тополь. Чтобы он лучше их запомнил, акцентируем внимание на различие листьев, коры, кроны деревьев. Рассказываем, что елочка – вечнозеленое дерево (вводим новое слово и поясняем его), липа цветет, а тополь пускает пух, березка выпускает сережки, а у яблони после цветочков появляются плоды. Занятия эти можно растянуть на весь год: весной деревья просыпаются, цветут, летом – плодоносят, осенью скидывают листья, зимой спят. Поясняем, зачем деревья сбрасывают листья. Поднимаем их осенью и определяем, с какого дерева они упали.
  • Ребенок трех-четырёх лет, как правило, имеет начальные навыки счета. Эти знания можно и нужно использовать для развития долговременной памяти. Например, обсуждая прогулку, обратитесь к малышу с просьбой вспомнить: «Сколько ног у той рыжей собаки, которую мы сегодня встретили?», «А крыльев у смелого воробья, который клевал хлебные крошки, что мы с тобой ему бросили?», «Подскажи, я забыл (забыла), а у бабочки тоже два крылышка?».

Девочка собрала кленовые листочки

Дидактические игры могут быть совершенно разные, и не обязательно для этого покупать дорогие игрушки для сенсорного развития. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, не очень сложно, ведь он сам стремится к познанию и исследованию мира, вступить с ним во взаимодействие. Познание окружающего мира начинается с восприятия и познания предметов, явлений – сенсорного развития. Не жалейте своего времени. Развитие малыша нельзя пускать на самотек. Помогите малышу сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)